Польза плавания для недоношенных детей. Грудничковое плавание: за и против. Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Плавание – прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья. Оно доставляет людям много радости, поднимает настроение, помогает закаливанию организма. Умение держаться на воде и плавать, порой может сохранить жизнь себе или окружающим, попавшим в экстремальную ситуацию.

Систематические занятия плаванием помогают развивать у детишек смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Занятия снижают чрезмерную возбудимость и раздражительность, укрепляют нервную систему ребенка, воспитывают уверенность в себе.

Почему это полезно?

Трудно перечислить все факторы благотворного влияния воды на малышей. Вот несколько основных воздействий воды на детский организм:

Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

Наши занятия

Наши занятия с малышами 3 – 6 лет включают в себя:

Элементы «большого» плавания:

Развивающие игры на воде:

  • Комплексная методика развития физического, психо-эмоционального и интеллектуального развития.
  • Обучение элементам плавания через игру, дети любят играть!
  • Игровая деятельность дает малышу проявить свои возможности, качества и умения, приобретенные на занятиях, а также развить их.
  • На наших занятиях мы предлагаем детям увлекательные игры, которые веселы и эмоциональны, игры которые подстёгивают интеллектуальное развитие вашего малыша. На воде – учимся различать цвета, формы, размеры. Разучиваем стишки, считаем и конечно плещемся, прыгаем и плаваем.

Закаливание:

  • Постоянная разница температур создает эффект закаливания.
  • Начать закаливать ребенка можно в любом возрасте, но если с первых дней жизни Ваш малыш ещё не знает что может быть и "по-другому", то дети 2-3 лет уже приобрели, первичное представление об образе жизни который ведет именно Ваша семья. И если вы всё-таки решили что закаливание не "повредит" вашему малышу, то начинать необходимо именно с себя – забыть о теплых тапочках и полюбить холодную воду, сауну, весёлые пробежки по первому снегу, а кто-то может и прорубь. Запомните: никогда не поздно начать – главное начать, а мы научим как!

Ваш малыш никогда не плавал? Не беда!

Даже если ребенок уже подрос, но не ходил в бассейн – это не повод к расстройству. Опытные тренера создадут игровую ситуацию, в которой любой закоренелый «нелюбитель» полюбит воду и плавание.

Противопоказания посещения бассейна

Противопоказаний к плаванию очень немного. К ним относят:

  • тяжелые врожденные пороки сердца
  • различные острые заболевания (пневмония, ОРВИ с лихорадкой) в период обострения
  • неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром
  • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей
  • кожные инфекции
  • мокнущие диатезы
  • детский паралич
  • эпилепсия
  • глубокая недоношенность

Могут не допустить к плаванию недоношенных детей, а также детей с рахитом и железодефицитной анемией. Для исключения состояний, не позволяющих заниматься плаванием, перед началом занятий следует проконсультироваться с педиатром, детским невропатологом и ортопедом.

Наши тренеры

Юлия Попова

Для проведения занятий в бассейне имеет высшее образование – окончила Российскую государственную академию физкультуры и спорта, для повышения квалификации окончила курсы по грудничковому плаванию.
Опыт работы: большой стаж работы с детьми различного возраста.
организация и проведение занятий по обучению плаванию, организация праздников в бассейне и в зале для детей различного возраста. Проведение групповых и индивидуальных занятий в бассейне. Проведение уроков по синхронному плаванию.
Опыт работы с беременными: проведение занятий в бассейне для беременных. Консультации после родов с выездом на дом.
проведение индивидуальных детских патронажей с выездом на дом. Грудничковое плавание с выездом на дом и в бассейне.
Личные достижения: Мастер спорта по синхронному плаванию.

Екатерина Фомичева
Инструктор грудничкового плавания и беременных

Для проведения занятий в бассейне имеет высшее педагогическое образование, для повышения квалификации окончила курсы по грудничковому плаванию.
Опыт работы: 12 лет педагогического стажа, более 10 лет стажа работы с детьми по обучению плаванию.
Опыт работы с детьми различного возраста: организация и проведение занятий по обучению плаванию, организация праздников в бассейне и в зале для детей различного возраста. Проведение групповых и индивидуальных занятий в бассейне. Проведение уроков по водному поло.
Опыт работы с беременными: Проведение занятий в бассейне для беременных. Консультации после родов с выездом на дом.
Опыт работы с новорожденными: Проведение индивидуальных детских патронажей с выездом на дом. Грудничковое плавание с выездом на дом и в бассейне.
Личные достижения:

Елена Ильина

Для проведения занятий в бассейне окончила Российский Государственный университет физической культуры и спорта. Профессиональный тренер-инструктор по плаванию.
Опыт работы: Стаж работы с 1999 г. - от детского сада до фитнес центров.
Опыт работы с детьми различного возраста: организация и проведение занятий по обучению плаванию, организация праздников в бассейне и в зале для детей различного возраста. Проведение групповых и индивидуальных занятий в бассейне.
Опыт работы с беременными: проведение занятий в бассейне для беременных.
Личные достижения: Кандидат в мастера спорта по плаванию.

Ольга Давыдова
Инструктор грудничкового плавания и беременных.

Кандидат в мастера спорта и профессиональный тренер по плаванью (РГУФК), имеет большой опыт работы с детскими группами плавания, группами начального обучения, группами не умеющих плавать. Закончила курсы повышения квалификации ФПК, психолого-педагогической подготовки преподавателей и курсы по грудничковому плаванию.

Какие помогает решить плавание, почему общий бассейн для младенца лучше домашней ванны, и что оказывается самым сложным для родителей, которые решили сделать плавание частью жизни своего грудничка, рассказывает т ренер по грудничковому плаванию, преподаватель Академии Фитнеса-Украина Ольга Шведова.

— это еще не плавание в полном смысле слова. Сознательно держаться на воде, дышать и удерживать голову ребенок начнет несколько позже, и навыки, полученные в грудничковом бассейне, ему в этом обязательно пригодятся.

Но в возрасте до года задача крохи — прокачать свои адаптационные механизмы, укрепить иммунитет и здоровье. А попутно решить массу проблем, которые обычно осложняют жизнь грудным малышам и их родителям.

Грудничковое плавание — это, прежде всего, оздоровление ребенка, укрепление его иммунитета.

Грудничок двигается в воде — и вода массирует его кожу, мышцы, внутренние органы. Он ныряет — и это улучшает кровообращение головного мозга, заставляет его активнее развиваться. Значит, этот малыш быстрее начнет сидеть, говорить, ходить, и тд.

Грудным малышам психологически очень комфортно в водной среде. Чересчур спокойных деток с низким тонусом вода взбадривает и тонизирует, перевозбужденных - успокаивает. У детей нормализуется сон, аппетит, режим дня.

Плавание — это полноценный водный массаж, настолько эффективный, что никаких дополнительных массажных процедур уже не нужно. Если, конечно, малышу по медицинским показаниям не прописаны какие-то специальные массажи.

Дети, которые плавают с рождения, более уравновешены и спокойны, у них хороший аппетит, они хорошо спят, и вообще без проблем соблюдают режим дня. Они намного легче переносят болезни, потому что их иммунитет более устойчив.

Я вижу эту разницу даже по собственным детям. Моя двухлетняя дочка, которая начала плавать, едва у нее зажила пуповина, очень сильно отличается от старшего сына, который не плавал. Она практически не болеет, а если что и подхватит — справляется с вирусом за пару дней.

А при некоторых состояниях грудничка плавание может стать настоящим спасением.

Кривошея

Это состояние, когда головка у ребенка повернута на одну сторону. Специальные упражнения в воде укрепляют воротниковую зону, и шея выравнивается.

ДЦП

При из-за нарушений в какой-то части головного мозга ребенку очень трудно двигать какой-то частью тела. А что не двигается, то не развивается и атрофируется. Вода держит малыша, словно в состоянии невесомости, ему гораздо легче двигаться, и это очень помогает сохранить активность и развить подвижность парализованной части тела.

Проблемы со стулом

Плавание решает за счет активизации работы кишечника. Когда ребенок горизонтально пребывает в воде, и двигается в ней, вода массирует животик, улучшается и кровообращение, и работа внутренних органов.

Недоношенные дети

Особенно важно пребывание в воде для , при недоборе веса. В бассейне такие малыши намного активнее развиваются: вода не ограничивает движений, ручки-ножки быстрее двигаются, и ребенок быстрее догоняет сверстников в развитии.

Грудничковое плавание — это, конечно, не вполне плавание. Но обычным купанием в домашней ванне его точно не заменить.

Тренировки должны быть регулярными, с постепенным увеличением нагрузки для малыша. Поколыхать его в водичке туда-сюда — это тоже хорошо: массаж, воздействие температуры, и тд. Но этого мало. Нужны специальные проводки, проныривания, которые заставляют работать мышцы, суставы, легкие малыша.

В глазах мамы такое обращение с ее крохой может выглядеть почти как экстремизм. И выполнить это сама в домашней ванне она может и не решиться — побоится сделать что-то не так.

Конечно, если мама понимает, что к чему, она может разучить упражнения, которые годятся для ванны, и заниматься со своим малышом дома. Но дети быстро развиваются. Уже в полтора-два месяца заниматься в ванной становится трудно. Ребенок активничает, колотит по воде ручками-ножками, ванна мокрая, мама мокрая. Пора идти в бассейн к тренеру.

В бассейне больше пространства для активных движений, больше свободы. С тренером ребенок привыкает к некоей строгости, настраивается, что сейчас он будет работать. Поэтому и результаты заметно лучше, чем в ванне.

Если вы серьезно настроены заниматься с грудничком плаванием, с бассейном лучше не затягивать. В 3-4 месяца у малышей угасает инстинкт самосохранения, когда они задерживают дыхание, погружаясь в воду. Задача тренера — перевести безусловный рефлекс в условный.

Если начать целенаправленные тренировки до трех месяцев, малыш даже не заметит, как это произошло. Если же дать безусловному рефлексу угаснуть, и начать плавание после 5-6 мес, научить ребенка задерживать дыхание будет достаточно тяжело.

Грудничковое плавание — это работа, прежде всего, для родителей. В занятиях с младенцем крайне важна регулярность и система. А у взрослых всегда появляются какие-то оправдывающие обстоятельства: ребенок без настроения, у ребенка сопельки, погода не очень, и тд.

Родителю, который будет этим заниматься, нужно упереться: мы ходим, значит, мы ходим. Ребенок может быть без настроения, или плохо поспать — мы тренировку сократим, или, наоборот, увеличим. Но она должна состояться в любом случае.

Если прерывать процесс, это будет только мучение с двух сторон. Детки, особенно те, что постарше, очень быстро все забывают, отвыкают. Вместо того, чтобы тренироваться по нарастающей, приходится после каждого перерыва откатываться к старту и привыкать заново.

Еще одна вещь, которую нужно принять родителям: грудничковое плавание, это в первую очередь, закаливание. Поэтому нельзя прийти, позаниматься, а потом натянуть на ребенка кучу носочков и шапочек, чтобы он упрел по дороге домой.

Бассейн для грудничка должен быть продолжением образа жизни, который транслируют родители. Тут правильное питание, и гуляние, и сон, и босиком по полу в любое время года. Тогда будет результат.

В бассейн приходят разные родители. Есть решительно настроенные, те, кто сами закаляются, плавают. А есть те, кто колеблется, кого сбивают с толку какие-то старые установки. И тут больше идет работа не с ребенком, а с родителем.

Главный страх мам, а особенно, бабушек - вода в ушах. Отитов боятся многие. И тут нужно смотреть, на чем основан страх. Есть это на уровне слухов: «я слышала, что от воды будет отит» — то эти страхи отсекаем на корню. с водой в ушах не связаны.

Если есть реальная склонность к отитам, эту проблему нужно решать. Можно надеть шапку и никогда в жизни не плавать. Но это плохой вариант. А можно укрепить организм поднять иммунитет и избавиться от отитов раз и навсегда.

Родителей пугает : вот, мы поплавали, и нас посыпало. Разбираемся: это реакция на воду, или же что-то новое добавили в еде, в одежде, в порошке. На время отставляем плавание, и, когда кожа очистится, пробуем снова.

Крайне редко бывает реакция на воду, или хлор в воде. Тогда, конечно, занятия надо прекратить, или менять бассейн. Но в моей практике причиной сыпи в результате всегда оказывалась новая еда или непривычный стиральный порошок.

Еще боятся простуд: если сопли, то плавать не идем. Тяжело бывает убедить, что если забит нос, наоборот начитает дышать после активных движений в воде. И простуда после тренировки быстрее проходит.

Это подтверждает практика многих сознательных родителей, которые приводят деток и с соплями, и с кашлем. И дети выздоравливают за 2-3 дня, там, где остальные проболеют все десять.

Иногда родители переживают, что ребеночек захлебнется, что что-то пойдет не так. Но через несколько занятий, когда они видят результат, эти страхи проходят.

Вообще, лучше маме заранее морально настроить себя на плавание, потому что ребенок тонко чувствует мамино эмоциональное состояние, даже если она не рядом, а в соседней комнате сидит. Если мама переживает, то и ребенок напряжен, и ему сложнее сосредоточиться на тренировке. Поэтому лучше маме настроиться на хорошее, и идти отдыхать, пока малыш плавает.

Специальные детские грудничковые бассейны есть при медучреждениях и детских поликлиниках. Но «специальность» этих бассейнов не означает, что в них особо очищенная вода, без хлора и тд.

Грудничку не нужна какая-то сверхочищенная вода. Детский организм очень быстро приспосабливается к любым факторам окружающей среды. Если ребенок с грудного возраста плавает в обычном бассейне, мочит уши и тд, он не будет бояться этих факторов, когда подрастет, и адаптивные механизмы ослабнут.

Даже дома, когда мы готовим ванну для ребенка, мы ее моем обычным мылом или содой, безо всяких дезинфицирующих средств. Никаких ромашек или череды - обычная вода из-под крана, некипяченая.

У моей дочки не было даже маленькой ванночки. Мы дождались, когда заживет пуповина, и сразу начали купаться в обычной большой ванне, а в три недели уже пошли в бассейн.

Родительские сомнения насчет чистоты воды в бассейне можно понять. Но могу сказать за себя: моя дочка, когда плавает, выходит из бассейна с животом как барабан. Она, кроме того, что плавает, еще и нахлебывается этой воды. Но на здоровье это никак не отражается. А раз так - то нечего и переживать. У детей внутренняя среда легко адаптируется к этой воде, и все, нет никаких проблем.

Конечно, прекрасно, когда это конкретно детский бассейн, и в нем больше никто кроме деток не плавает. Но у нас, например, есть много групповых занятий, когда дети плавают с родителями. Если в общий бассейн люди приходят, приняв душ, и соблюдая все нормы гигиены, то почему и не плавать вместе?

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка .

  1. Сердечнососудистая система.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

  1. Система органов дыхания.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

  1. Костно-мышечный аппарат.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

  1. Мочевыделительная система.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

  1. Кожные покровы.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание : как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно : для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание : Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр

С удовольствием приглашаем всех детей от 3 месяцев до 5 лет и их родителей на занятия по грудничковому и детскому плаванию!

Вода – это мощный источник природной энергии, правильно используя которую, ваш малыш может достичь наиболее оптимального здоровья и развития. Человеческий организм так устроен, что к пяти годам некоторые органы, которые играют очень важную роль, завершают свое развитие: печень, мозг, железы внутренней секреции. Раннее плавание, движение в воде благоприятно влияет на их гармоничное развитие.

Вода помогает преодолеть многие психологические барьеры: малыш раскрепощается, снимается внутреннее напряжение, он становится более коммуникабельным, жизнерадостным. Вода «настраивает на позитив» не только ребенка, но и его маму, помогая избавиться от послеродового стресса и депрессии.

Наша цель – научить ребенка и взрослого, как вести себя в бассейне и что делать, чтобы ребенок привык к водеи подружился с ней. Мы занимаемся с семьями, учим взаимодействовать детей и взрослых при помощи грудничкового и детского плавания, весело и приятно проводим время вместе.

Программы рассчитаны на занятия с 3-х месячного возраста и до 5 лет. Занятия проводят квалифицированные опытные инструкторы. Группы формируются по возрасту:

    1.Мама+грудничок

    2.Мама+малыш

    3.Взрослый ребенок

Продолжительность занятия - 40 минут. Расписание занятий

Для детей до года программы построены на поддержание врожденных рефлексов и преобразование их в устойчивые навыки. Водные процедуры и плавание в бассейне для грудничков являются неотъемлемой частью адаптации к окружающему миру. Во время подобных занятий снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Сон становится крепче, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. У малыша совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Для детей старше года программы построены в игровой форме с чередованием посильных физических нагрузок. Упражнения направлены на развитие навыков раннего плавания. Наши инструкторы научат деток правильно дышать и не бояться воды. И ребята даже не заметят, как поплывут сами.

К трем с половиной – четырем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания и их уже можно отдавать в секцию плавания, где они занимаются без родителей. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Занятия включают в себя обучение плаванию в бассейне и правилам безопасности на воде.

Для посещения бассейна необходимы:

    1.Справка в бассейн:

    – для родителя от терапевта (включающая результаты анализа кала на яйцеглист и соскоба на энтеробиоз)

    – для ребенка от педиатра (включающая результаты анализа кала на яйцеглист и соскоба на энтеробиоз)

    2.Плавки или купальник

    3.Шапочка для бассейна

    4.Резиновые тапочки

    5.Полотенце

    6.Специальный памперс для плавания (можно приобрести у нас перед занятием) и эластичные плавки сверху – детям до 2 лет. Дети после 2 лет допускаются на занятия в плавках, при условии, что ребенок просится в туалет

    7.Подстилочная пеленка (для самых маленьких)

Присоединяйтесь!

Простые упражнения для плавания.

В преддверии массовых выездов на водоемы расскажу Вам несколько простых правил безопасности на воде и несколько упражнений, которые можно сделать с ребенком в воде, чтобы помочь ему научиться плавать.

Простые правила нахождения у воды.

  1. никогда не заставляйте ребенка входить в воду насильно (кидать или опускать его в воду вопреки его желанию), - таким образом Вы только отпугнете ребенка от воды. Придет время и ребенок сам пойдет в воду;
  2. никогда не оставляйте ребенка без присмотра в воде. НИКОГДА. Даже если ребенок хорошо держится на воде и умеет плавать, даже если Вам кажется, что в водоеме мелко, или даже если Ваш ребенок в нарукавниках\круге, или даже если Вам надо отойти буквально на «пару минут». Просто НИКОГДА;
  3. не желательно чтобы ребенок входил в воду сразу после еды или вспотевшим;
  4. объясните ребенку, что он должен выйти из воды как только почувствует что замерзает, что после того как он согреется он сразу же продолжит купаться; надо хорошенько растереть полотенцем ребенка после купания;
  5. объясните ребенку, что он должен плавать только в присутствии взрослых , умеющих плавать, в сторону берега или вдоль берега;
  6. помните о том, что тонущий человек не размахивает руками из воды и не кричит о помощи, а судорожно плещется и бултыхается в воде, периодически уходя под воду и возвращаясь на поверхность;
  7. расскажите ребенку, что в случае если он чувствует, что “устал” в воде и больше плыть не может, он должен лечь спинкой на воду и отдохнуть – это одно из самых важных умений в воде и Вы должны обязательно научить этому ребенка;
  8. объясните ребенку, что он не должен подавать ложные сигналы о помощи , ложные крики о помощи в воде недопустимы;
  9. объясните ребенку, что он должен всегда предварительно оценить расстояние до дна перед тем как прыгать; что прыжок в воду может быть опасным потому, что можно удариться головой\стопами об дно и травмировать позвоночник; что в водоеме на дне могут находиться различные острые и твердые предметы, которые сверху не видны;
  10. если ребенок будет купаться в прохладной воде, то предварительно лучше выполнить на берегу ряд простых упражнений чтобы разогреться;
  11. если ребенок купается в бассейне, то нужно помыться ДО бассейна (чтобы смыть с себя грязь) и ПОСЛЕ бассейна (чтобы смыть с себя бассейную хлорированную воду).

Однако, конечно, самым лучшим способом обезопасить ребенка при купании – это научить его плавать. Плавание очень полезно для дыхательной системы, для сердца, мышц и костей, закаляет, развивает ловкость и силу, доставляет массу удовольствий.

С чего начинать обучению плаванию?

Этапы примерно такие:

  1. знакомство с водой и не бояться воды: пусть ребенок просто ходит по дну по направлению к берегу;
  2. научиться держаться под водой : надо научить ребенка опускаться под воду и задерживать дыхание\выпускать пузыри под водой; с закрытыми\открытыми глазами; можно предложить ребенку зависать под водой обхватив коленки; можно собирать тяжелые предметы со дна;
  3. научиться держаться на поверхности воды набрав воздух в легкие; тут есть два упражнения (лицом вверх и лицом вниз):
    • «морская звезда» - самое важное умение на воде: нужно лежать на воде лицом вверх (на спине). Это упражнение, которому можно научить ребенка в любом, даже самом раннем возрасте: вначале поддерживая ребенка под голову, потом постепенно ослабляя руку;
  • Детям постарше можно попробовать объяснить набрать в легкие воздух чтобы облегчить выполнение задания;
  • более старшему ребенку можно предложить попробовать научиться делать это упражнение без вашей помощи: из положения стоя протянуть руки наверх и наклониться назад (в направлении берега), оттолкнуться ото дна, лечь спиной на воду и скользить по воде (скользить легче чем просто лежать); голова должна быть прижата; тело стараться держать горизонтально вытянутым; плыть до тех пор пока ноги не начнут опускаться вниз;
  • когда ребенок научится лежать на воде, можно предложить ему размахивать ногами и руками параллельно дну;
    • «звездочка» : такое же упражнение, как предыдущее, но лицом вниз; оно более сложное и его нужно учиться делать только после того как ребенок научится хорошо задерживать дыхание под водой; делать его тоже можно двумя способами – либо Вы поддерживаете ребенка под подбородок, либо ребенок пытается сам, набрав в легкие воздух из положения стоя скользить по воде по направлению к берегу;
  1. научиться правильно двигать ногами по воде (сперва “кролем”, потом “брассом”): вначале на суше, потом держась за бортик бассейна\у водоема, потом в воде (держать за родителя или за доску\гантели плавательные);
  2. научиться правильно двигать руками по воде (либо “кролем” , либо “брассом” – как удобнее ребенку): вначале на суше, потом с помощью родителя, который держит ребенка за ноги или можно под грудь подкладывать пенопластовую длинную “колбасу”;
  3. одновременные движения рук и ног в воде с задержкой дыхания на все время плавания ;
  4. правильная постановка дыхания во время одновременного движения руг и ног.

Я думаю, что если есть возможность постоянно быть рядом с ребенком в воде, то лучше не надевать на него нарукавники, а попробовать научиться держать на воде самостоятельно, особенно если ребенку больше 3-4 лет. Если ребенок хорошо умеет плавать в нарукавниках, то можно постепенно надувать их все меньше и меньше чтобы ребенок постепенно начинал чувствовать свое тело в воде.

Кроме того, есть и другие приспособления для обучения плаванию: например, круг, в который сажают ребенка как в штанишки тоже иногда эффективен, особенно если ребенок боится плавать.

Детей в возрасте до месяцев можно научить нырять и плавать с рождения за счет использования и закрепления рефлекса задержки дыхания, который есть у всех новорожденных. Как именно это сделать и с чего начинать я написала ранее, вот .

Из-за некоторых анатомических особенностей тела ребенка и определенного соотношения головы и тела большинство детей не могу выплывать над поверхностью воды в возрасте до 3-4 лет.

Из своего личного опыта скажу, что с сыном мы ходили плавать в специальный детский бассейн с 1 месяца жизни. Мы два раза в неделю на протяжении трех лет ныряли, прыгали в воду, собирали со дна игрушки, дули пузыри, гребли ногами, плавали с доской, собирали в воде мячики, клеили к стене картинки и т.д. Короче, я ОЧЕНЬ много сил и времени на это потратила. Потом я сдалась, перестала водить его на занятия, купила абонемент в фитнес-клуб и он плескался сколько ему было угодно в любом бассейне – детском или взрослом. Сейчас сыну 4,5 года. Он очень любит плавать, и всегда любил. С тренером он никогда не занимался в силу привязанности ко мне и моим нежеланием насиловать ребенка (мне казалось, что основное, что должны дать наши занятия – это не умение плавать, а любовь к воде), но постоянно плавал – то с доской, то с гантелями, то просто нырял и прыгал. Ему не нравились наши насильные ныряния в раннем возрасте, но сейчас нырять он очень любит. Он прекрасно передвигается под водой, и над водой при помощи досточки или гантелей (нарукавники он не любит). Но у него только недавно (примерно с 4 лет только!) начало получаться плыть над водой самостоятельно. С моей точки зрения, потрачено сил неимоверно много для такого скудного результата. Зато он очень ловкий и развитый парень – может, благодаря плаванию в том числе? Ходить плавать с дочкой сил не было. Я больше чем уверена, что к 4,5 годам у них будет примерно один уровень владения плаванием, но об этом мы узнаем через 3,5 года -)))



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!