Как поступить если тебя все еще воспринимают как ребенка? Взгляд с другой стороны: как дети воспринимают истерики взрослых? Вкусовое восприятие детей

Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

От рождения до 18 месяцев

Дети такого возраста ощущают напряжение в отношениях родителей, но осознать причину конфликта еще не могут. Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии.
Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Обеспечьте ребенка его любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым, обеспечивая физический комфорт. Воспользуйтесь помощью друзей и родственников, чтобы иметь возможность отдохнуть и быть бодрой тогда, когда это нужно в общении с ребенком.

18 месяцев – 3 года

В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Развод дети переживают очень сложно, им трудно принять сам факт расставания родителей. Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Дети требуют к себе больше внимания, чаще плачут и капризничают. У них может происходить замедление развития, появляются привычки в основе, которых лежит пережитый стресс, как-то: сосание пальца. У детей появляется страх одиночества, проблемы со сном, они боятся оставаться ночью одни.

По возможности, родители должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить ребенку стабильный режим дня. Необходимо уделять ребенку больше времени и внимания (вместе читайте книжки и т.п., в общем, делайте что-то вместе, а не просто отведите ребенка в песочницу, чтобы он копался в песке, а вы читали журнал), и просить это делать также родственников и друзей, с которыми малышу нравиться общаться. Если ребенок достаточно большой обсуждайте с ним его чувства.

3 года – 6 лет

Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Отсюда возникают чувства неуверенности, тревожности и страха, боязнь одиночества, темноты, бессонница. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.

Как сгладить негативные последствия: Идеальный вариант, когда родители расходятся без ссор, скандалов и взаимных упреков, при этом позитивно оценивая изменения происходящие в их жизни («раз не сложилось, расстанемся друзьями»). Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. Дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать дошкольника против одного из родителей. В этом возрасте дети хорошо реагируют на специальные книжки о разводе. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Для этого необходимо составить четкий график и придерживаться его.

6-11 лет

Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают проблемы с желудком, и болит голова.

Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений.

В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

А знаете ли вы, что у человека одновременно может быть два вида возраста? Первый – это общепринятый и всем понятный реальный возраст. Он отсчитывается от даты рождения человека, и именно он записывается в официальные документы. Но не все знают, что есть еще возраст психологический. И не всегда эти два параметра совпадают.\r\n\r\nВот представьте: человеку уже далеко за двадцать, он уже давно окончил школу, какое-нибудь высшее учебное заведение и даже нашел себе работу. Вроде бы взрослый человек, и вести себя он должен по-взрослому, но ему очень нравится играть с друзьями в футбол, собирать конструкторы и модели самолетов, танков или кораблей, играть в настольные игры и всячески дурачиться. Пока человек этим не злоупотребляет и занимается этим в свободное от работы и основных обязанностей время – здесь никакой проблемы нет, каждый имеет право на любое, даже самое чудаковатое хобби.\r\n\r\nА бывает обратная ситуация, когда человек юн по годам, но уже чувствует себя взрослым. Но проблема в том, что окружающие еще этого не понимают и относятся как к ребенку. Человек чувствует, что ему многое по плечу, а с ним все еще сюсюкаются, не доверяют серьезных дел, контролируют чуть ли не каждый шаг, да и вообще не воспринимают всерьез. Как же можно бороться с подобной ситуацией? Ведь если вы попали именно в такую ситуацию - здесь явно нужно что-то менять, чтобы к вам начали, наконец, относиться как к полноценной личности!\r\n\r\nДля начала нужно понимать, что повлиять на мнение посторонних людей значительно проще, чем повлиять на мнение родных и близких. Чтобы выглядеть взрослым, нужно одеваться и вести себя по-взрослому. Если хочется произвести серьезное впечатление, но имидж этому не соответствует, нужно сменить стиль одежды на более консервативный.\r\n\r\nПрическу, желательно, тоже. Да и вообще нужно стараться выглядеть более опрятно и собранно, ведь встречают, как известно, по одежке. Нужно стараться говорить более рассудительно и неспешно, не вмешиваться резко в чужой разговор и не проявлять сильных эмоций. Если поддерживать такой стиль поведения окружающие подумают, что вы - человек взрослый не по годам.\r\n\r\n\r\n\r\nА вот заставить воспринимать человека взрослым родных и близких намного сложнее. Эти люди хорошо знают вас и ваш характер и просто смена имиджа здесь не поможет. Здесь нужно в корне изменить модель своего поведения и показать, что вы умеете решать важные жизненные проблемы. А для этого достаточно взять в зону вашей ответственности какие-нибудь новые обязанности: выгул и уход за животными, приготовление пищи, уборка на кухне или в доме в целом, мелкий ремонт или другие хозяйственные мелочи, словом, та рутинная работа, которую устали делать ваши родители, но которую делать в любом случае необходимо. Вам тоже будет нелегко, но результат не заставит себя долго ждать – уже совсем скоро вы заметите, как отношение к вам поменяется.\r\n\r\nИ хотя большинство подростков уверено, что добиться серьезного к себе отношения можно способами совершенно детскими: спорами, криками и истериками, помните – именно умение брать на себя ответственность лучше всего покажет вашу психологическую зрелость.

Когда мечты о счастливой семейной жизни разбиты вдребезги, а совместное существование напоминает ад, - единственный выход из сложившейся ситуации оба супруга видят в разводе. Но часто, решившись на этот последний шаг, родители задумываются о том, как это отразится на их ребенке, в последнюю очередь. Как дети воспринимают развод родителей и как можно «смягчить удар» для неокрепшей детской психики? Попробуем разобраться в этом вопросе вместе с опытным специалистом, гештальттерапевтом Любавой Мутилиной.Развод родителей вносит серьезные изменения в маленький мир ребенка. Это серьезная психологическая травма, после которой дети испытывают злость, тревогу, страх, грусть, … Возраст ребенка влияет на его восприятие развода и восприятие семьи.

В каком возрасте детям труднее всего пережить развод родителей

Есть заблуждение, что чем младше малыш, тем меньший след в его душе оставляет развод родителей. Каждый ребенок переживает психологические травмы по-своему. Но наиболее уязвима детская психика во время возрастных кризисов: в 1 год, в 3 года и в 7 лет. Это уже не говоря об особом кризисном периоде - в подростковом возрасте.

Как дети в разном возрасте воспринимают развод и как сгладить его негативные последствия

От рождения до 18 месяцев

Конечно, малыши еще не способны понять причину конфликта между мамой и папой, но в том, что они его чувствуют, можно не сомневаться. Постоянные ссоры ведут к тому, что ребенок бывает более раздражительным и нервным. Такие дети часто отстают в развитии.

Так как детям необходимы стабильность и чувство близости с родными людьми, нужно сохранить прежний режим питания и сна. Больше проводите с ребенком времени, чаще берите на руки.

От 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте весь мир ребенка сосредоточен на маме и папе. Из-за того, что с родителями эмоциональная связь очень сильна, развод малыш переживает очень сложно. Иногда даже думает, что родители расстались из-за него. Вследствие стресса у детей могу появиться вредные привычки, например, сосание пальца. Часто возникают страх одиночества и проблемы со сном.

Родителям нужно научиться сотрудничать друг с другом и обеспечивать ребенку стабильный режим дня. Стараться уделять ребенку больше внимания и времени (делать что-то вместе, а не просто физически быть рядом). Если ребенок достаточно взрослый - обсудите с ним его чувства.

От 3 до 6 лет

Дошколятам не понятна суть развода. Но они все равно хотят, чтобы родители были вместе, несмотря на напряженные отношения между ними. Дети чувствуют, что не могут влиять на ситуацию. Появляются чувства неуверенности, страха и тревожности, бессонница, боязнь одиночества, темноты.

Необходим человек, с которым малыш может поговорить о своих чувствах объективно, и который не будет настраивать его против одного из родителей. Ребенку нужно точно знать, что он продолжит видеться с тем родителем, который уходит. Поэтому составьте график встреч и обязательно придерживайтесь его.

От 6 до 11 лет

Дети боятся, что никогда не увидят папу, если остаются с мамой и наоборот. Могут верить, что могут «снова подружить» папу и маму, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «плохого» и «хорошего». Школьники выражают свой гнев различными способами: плохим поведением, низкими оценками, замкнутостью. В результате стресса у детей нередко возникают проблемы с желудком и болит голова.

Нужно помочь ребенку восстановить чувство безопасности и самооценку. Лучше, если каждый из родителей будет интересно проводить с ребенком свободное время, говорить с ним о его чувствах. Надо объяснять и доказывать на деле, что ни мама, ни папа его не бросят. Важно поддерживать график визитов, потому что в этом случае ребенок знает когда и чего ему ожидать. А это уменьшает негативные последствия стресса от развода. В это сложное время ребенку необходимо больше общаться с друзьями, родственниками, сверстниками, участвовать в спортивных мероприятиях, посещать секции и кружки. Ведь активная социальная жизнь дает отвлечься от неприятных мыслей, не дает замыкаться в себе и повышает пошатнувшуюся самооценку.

Как сообщить ребенку о разводе

Сообщить о предстоящем разводе родителям лучше вместе, сказать, что мама и папа больше не могут жить вместе, потому что мешают друг другу быть счастливыми, но что ребенок всегда будет любимым и нужным и что они по-прежнему будут общаться с тем родителем, который переедет.

Как влияет развод на детское здоровье

Любые невыплеснутые эмоции могут снизить иммунитет, особенно детский. Более того, с помощью болезни ребенок может постараться вернуть заботу обоих родителей. А подросток может искать способа уйти от реальности в компьютерные игры или «подсядет» на наркотики или алкоголь. Он способен забросить учебу, связаться с плохой компанией или же замкнуться в себе и перестать общаться с друзьями.

Как компенсировать отсутствие отцовского воспитания

Часто у мальчиков, воспитанных без отцов, хуже развивается способность к сочувствию и управлению своим поведением. Они рискуют стать неуравновешенными психопатами, лишенными угрызения совести. Девочки, воспитанные без отца, обычно спешат выйти замуж, так как считают, что это единственный способ изменить что-то в жизни. Но при этом без веры в семейное счастье. Поэтому хорошо, если у родителей есть знакомые мужчины или родственники мужского пола, с которыми дети могут дружить, компенсируя недостаток общения с родным папой.

Как родители могут уменьшить вред, причиняемый ребенку разводом

  1. Ни в коем случае не вовлекать ребенка в родительские ссоры, не манипулировать им, не очернять родителя, уходящего из семьи. И нельзя просить ребенка выбрать, с кем он желает жить или кого больше любит. Но необходимо дать ему высказать свои пожелания.
  2. Не лишать ребенка общения с отцом/матерью. Ребенок должен знать, что мама и папа останутся мамой и папой, только теперь семья будет жить иначе.
  3. Меньше всего травмирует ребенка «идеальный» развод: без скандалов и упреков, с позитивным настроем: «Если не сложилось - расстанемся друзьями».

Конечно, было бы лучше, если бы все возникающие проблемы в отношениях между родителями, решались своевременно и не превращались бы в снежный ком, не приводили бы к разводу. Но если все-таки между мужем и женой - пропасть, то незачем пытаться сохранить семью «ради ребенка». Малыш чувствует, когда родители безразличны друг к другу. Вывод прост: сохранять семью нужно ради себя! Ведь дети вырастают счастливыми только у счастливых родителей!

Еще несколько десятилетий назад ученые считали, что маленькие дети очень мало знают об окружающем их мире.

Мнение Пиаже о том, как формируется восприятие детей

Швейцарский психолог Жан Пиаже, которому приписывают основание научного исследования о детском мышлении, был убежден, что дети дошкольного возраста не могут понять того, каким является окружающий мир, и что происходит в сознании других людей.

В серии интервью и экспериментов, проведенных с детьми в середине 20-го века, ученый предположил, что они оказываются в ловушке своей субъективной точки зрения и не в состоянии представить, что думают, чувствуют или во что верят другие люди. По его мнению, маленькие дети не обращают внимания на тот факт, что разные люди могут иметь различные точки зрения или что их собственные перспективы со временем меняются.

Упущения ученого

Большая часть последующих исследований о мышлении в раннем детстве находилась под сильным влиянием идей Пиаже. Ученые стремились усовершенствовать эту теорию и эмпирически подтвердить его точку зрения. Но становилось все более очевидным, что Пиаже что-то упустил. Он, казалось, серьезно недооценивал интеллектуальные способности маленьких детей. Поэтому исследователи начали разрабатывать все более хитроумные способы выяснить, что происходит в сознании детей, и в результате к картине их способностей добавилось все больше нюансов.

Следовательно, старые идеи об эгоцентрической природе детей и их слабых интеллектуальных способностях все чаще оспариваются. Их постепенно заменяют более широким предположением, что дети видят смысл не только физического мира, но и понимают других людей даже в самом раннем возрасте.

Темные века умственного развития

Исторически сложилось так, что дети не получают высокой оценки их умственным способностям. Пиаже не только считал, что дети являются эгоцентричными в том смысле, что они не в состоянии отличить их собственную точку зрения от других. Он также был убежден, что их мышление характеризуется систематическими ошибками и путаницей.

Например, дети, с которыми он работал, казалось, были не в состоянии отделить причины от их последствий, не могли определить реальность, кроме поверхностных появлений. Дети, по мнению Пиаже, также становятся жертвами магического и мифического мышления: ребенок может поверить, что солнце - это шар, который кто-то бросил в небо, где он все больше и больше рос. На самом деле, Пиаже считал, что психическое развитие детей прогрессирует так же, как, по мнению историков, развивалась человеческая мысль в течение исторического времени: от мифического к логическому мышлению.

Пиаже твердо верил, что дети сосредотачиваются исключительно на собственных действиях и представлениях. При игре с другими они не сотрудничают, потому что не знают о существовании разных ролей и перспектив. Он был убежден, что дети буквально не могут действовать сообща: вместо того чтобы играть вместе, они играют бок о бок, практически без учета других. И когда маленький ребенок общается с другими, он якобы не может рассматривать точку зрения собеседника и разговаривает сам с собой, не слушая других.

Пиаже и его последователи утверждали, что дети проходят через что-то вроде темных веков умственного развития, прежде чем медленно и постепенно становятся разумными и рациональными, когда достигают школьного возраста. Наряду с этим развивается постоянно растущее понимание других людей, в том числе их взглядов на мир.

Изменение мышления о сознании

Сегодня возникает совсем другая картина умственного развития детей. Психологи постоянно раскрывают новое понимание глубины знаний о мире детей младшего возраста, в том числе их понимание других людей. Недавние исследования показывают, что даже младенцы чувствительны к перспективам и убеждениям других.

Часть мотивации пересмотреть некоторые из выводов Пиаже вытекает из идеологического сдвига о происхождении человеческих знаний, который произошел во второй половине 20-го века. Становилось все более непопулярным предполагать, что основное понимание мира построено исключительно благодаря опыту.

Отчасти это было спровоцировано теоретиком Ноамом Хомским, который утверждал, что нечто столь сложное, как правила грамматики, не может быть понято только благодаря воздействию речи, а является врожденным «языковым факультетом». Другие последовали его примеру и определили дальнейшие «основные области», знания в которых якобы не могут быть собраны исключительно с помощью опыта, а значит, должны быть врожденными. Одной из таких областей является наше знание о сознании других. Некоторые даже утверждают, что базовые знания о сознании других людей есть не только у младенцев, но они должны быть эволюционно более старыми, и, следовательно, присутствовать у наших ближайших родственников - человекообразных обезьян.

Новые гениальные инструменты исследования

Для того чтобы доказать, что младенцы знают больше в этой области, чем было признано, исследователи должны были придумать инновационные способы показать это. Большая часть того, что мы теперь признаем, к примеру, гораздо больше интеллектуальных способностей детей, появилось благодаря более чувствительным инструментам исследования, чем Пиаже имел в своем распоряжении.

Вместо того чтобы заниматься с малышами в форме диалога или же заставлять их выполнять сложные задачи, новые методы обращают внимание на поведение детей, которое является естественным в раннем возрасте. Идея заключается в том, что эти «малые» формы поведения дают детям возможность продемонстрировать свои знания неявно и спонтанно - без необходимости отвечать на вопросы или следовать инструкции. Например, дети могут многое выразить с помощью мимики, когда они сопереживают другим.

Когда исследователи измеряют это менее требовательное и часто непроизвольное поведение, они могут обнаружить чувствительность к психическим состояниям других людей в более раннем возрасте, чем методами, которые использовал Пиаже и его ученики.

Современные исследования

В 1980-е годы эти виды неявного поведения были приняты в психологии развития. Но прошло некоторое время, прежде чем эти средства были использованы для измерения детского понимания ментальной жизни других людей. Недавние исследования показали, что даже младенцы и маленькие дети очень чувствительны к тому, что происходит в умах других.

В одной серии экспериментов ученые из Университета Южной Калифорнии нашли доказательства того, что маленькие дети могут даже предвидеть, как будут чувствовать себя другие, когда их ожидания не подтвердятся.

Такие исследования показывают, что в умах младенцев и детей младшего возраста происходит гораздо более глубокие процессы, чем считалось ранее. Эти слои понимания детей не могут быть доступными, если использовать методы Пиаже и его преемников. Новые инструменты исследований показывают, что дети знают больше, чем они могут сказать.

Старые способы имеют значение

Несмотря на эти очевидные успехи в изучении мышления детей младшего возраста, было бы серьезной ошибкой списать со счетов тщательные и систематические анализы, составленные Пиаже и его учениками, потому что оригинальные методы выявили существенные факты о том, как думают дети, чего не могут обнаружить новые «минималистские» методы.

В современном обществе нет консенсуса относительно того, насколько точный вывод мы можем сделать из взгляда, гримасы или жеста рукой. Такое поведение явно указывает на любопытство по поводу того, что происходит в сознании других людей, и, вероятно, на раннюю интуицию в сочетании с готовностью учиться дальше. Это пролагает путь к более богатым и явным формам понимания сознания других людей. Но они никак не могут заменить растущую способность ребенка формулировать и усовершенствовать свое понимание того, как люди ведут себя и почему.

Важность исследований Пиаже

Пиаже недооценил когнитивные способности грудных детей, возможно, из-за отсутствия необходимых инструментов. Но его понимание того, как ребенок постепенно приходит к пониманию мира вокруг него, и того, кем он является среди общества, остается вдохновляющим, как и 50 лет назад. Сегодня проблема для ученых в области развития заключается в интеграции нового со старым, и понимании того, как чувствительность младенцев к сознанию других постепенно перерастает в полномасштабное понимание окружающих людей.

О. Северская ― Как дети воспринимают слова? Как контекст влияет на формирование значения незнакомых слов? Все ли значения слова должны фиксироваться в словаре?

М. Королева ― Об этом все – или почти все – знает языковед Светлана Евграфова. И охотно делится своими знаниями. Например, с читателями портала ПостНаука. Ну а мы предлагаем вам дайджест этого материала.

О. Северская ― Когда нам кто-то делает замечание: «Вы неправильно употребили то или иное слово», хочется спросить: а что такое неправильное употребление слов? – замечает Светлана Евграфова. Как узнать, что правильно? Первое, что приходит в голову, - нужно заглянуть в словарь. Но всегда ли словарь способен помочь? Сразу на этот вопрос не ответишь. Начнем тогда с примера.

М. Королева ― Примерами – порой фантастическими – Светлану Евграфову снабжают ее студенты. Одна студентка, например, написала в сочинении, про танцевальную студию, в которой она когда-то занималась: «Дверь была расположена чуть выше фасада здания, поэтому к ней вели три ступеньки». Светлана, естественно, съехидничала: «А где же находилась дверь: на крыше или, может быть, в небесах?»

О. Северская ― И тут выяснилось, что барышня просто забыла, как называется «эта полосочка внизу здания». То есть она имела в виду фундамент. Более того, стало ясно, что для нее фундамент - это не несущая конструкция, на которой стоит весь дом, а какая-то непонятная «полосочка». Взрослая девушка, говоря на родном языке, путает два слова на букву «ф», потому что они оба являются деталями архитектурного сооружения! Странная ситуация. Как такое вообще может случиться?

М. Королева ― Чтобы ответить на этот вопрос, полезно задуматься, как вообще формируется значение слова в нашем сознании. Давайте, предлагает Евграфова, посмотрим сначала на маленького ребенка. Когда он еще толком не владеет речью, он, говорит на своем языке. Светлана приводит в пример собственного сына. Когда ему было около двух лет, он называл лошадку «цок-цок-цок», а собачку «вавка». И вот идет он с мамой по двору и видит огромного дога. И реагирует: «Мама, цок-цок-цок!» «Нет, - поправляет мама. - Это не лошадка, это собачка - вавка». «Не-а», - возмущается малыш…

О. Северская ― Значит, для него кошка, собака, лошадь различались только по одному признаку - по размеру. И вдруг он сталкивается с тем, что собака – большая: как лошадь, как ему кажется (он видел пони). Но «лошадиных собак» не бывает. И мама ему говорит: «Посмотри, пожалуйста, у собачки нет копыт, у нее коготки, она стучит по асфальту коготками, а вовсе не копытами». И ребенок уже с сомнением смотрит на эту «лошадь»…

М. Королева ― Почему так происходит? Оказывается, ребенок вначале, подражая нам, усваивает, что некий объект или этот класс объектов называется так-тО. Северская Но признаки этому классу объектов приписывает какие-то свои. Постепенно, общаясь со взрослыми, ребенок понимает, какие признаки есть у того или иного объекта на самом деле. И это знание появляется гораздо раньше, чем сформировался какой бы то ни было словарь.

О. Северская ― Александра Залевская, знаменитый психолингвист и психолог, на которую ссылается Светлана Евграфова, называет слово, которое мы осваиваем в детстве, «живым поликодовым гипертекстом». Это значит, что мы воспринимаем слово вместе с его звучанием и ассоциациями, которые оно у нас вызывает. Скажем, елка может ассоциироваться в нашем сознании с запахом мандаринов, с праздником, с разбитыми игрушками, с наказанием за эти разбитые игрушки - мало ли с чем еще, у каждого своя ассоциация. И если мы осваиваем слово как живой поликодовый гипертекст, то никаких трудностей не возникает.

М. Королева ― Другое дело, если мы осваиваем слово каким-то другим образоМ. Королева Нас с вами в нашем современном мире, замечает Евграфова, окружает огромное количество слов, значений которых мы не знаеМ. Королева По телевизору мы слышим огромное количество незнакомых слов, иногда даже не очень точно их воспринимаем на слух, воспроизводим с ошибками. Откуда в нашем сознании берутся значения вот таких слов?

О. Северская ― Евграфова ссылается на Владимира Успенского (известного логика, математика), который рассматривал в одной из своих статей ве́щные ассоциации слова «авторитет». Слово абстрактное, а ассоциации самые что ни на есть конкретные: с тяжестью, с твердостью… Откуда они берутся? Успенский объясняет: мы слышим слова в разных контекстах и из этих контекстов вычисляем, что может значить незнакомое нам словО. Северская Но нужны два условия. Первое - чтобы у нас было много разнообразных контекстов. Второе - чтобы нужное нам слово встречалось достаточно часто, тогда мы постепенно его значение выведеМ. Королева

М. Королева ― Но что будет, если эти условия не будут соблюдены? Вот услышали мы, скажем, про какой-то «импичмент»: «Фракция коммунистов объявила импичмент президенту или инициировала процедуру импичмента», «Президенту Бараку Обаме угрожает импичмент, если демократы проиграют на выборах в следующем году». Откуда мы должны узнать, что импичмент - это особая правовая процедура? Максимум, что мы можем из этих контекстов понять, что это что-то вроде отставки, какое-то общественное порицание, может быть, но точного значения слова мы не узнаеМ. Королева

О. Северская ― Здесь нам как раз и понадобится заглянуть в словарь. Догадаться заглянуть в словарь, к сожалению, мы далеко не всегда можем, нам лень, сетует Светлана. Хотя сейчас возможностей для этого гораздо больше, чем раньше. Интернет заменяет огромное количество справочников, достаточно заглянуть на портал Грамота.ру, где представлено много серьезных словарей, и любое слово вам будет открытО. Северская К сожалению, делают это не всегда и немногие…

М. Королева ― В результате получается, что значения слов у нас в сознании приблизительные. Барышня, о которой шла речь выше, конечно, слышала слово «порог», но она запомнила: «Мы простимся с тобой у порога», «Она встретила его на пороге дома», может быть, «Он споткнулся о высокий порог». Ей не пришло в голову, что порог - это планочка внизу в дверном проеме. Высокий порог делался в старых избах, чтобы не дуло, чтобы нечистая сила не проходила, нельзя было выметать за порог какие-то вещи. Она всего этого не знала. Она не строила вместе с отцом или дедом какой-нибудь доМ. Королева

О. Северская ― И в результате эта студентка сформировала подсознательно такую странную систему, которая напоминает огромный мешок слов, обозначающих архитектурные детали, и она не знает, чем отличается фасад от фундамента. Слово «фасад», между прочим, в свое время означало только лицевую часть дома. Как так получилось, задается вопросом Евграфова, что сейчас у дома есть боковые и даже задние фасады?

М. Королева ― На самом деле действовал тот же самый механизм: кто-то вначале использовал слово «фасад», зная, что оно значит по-французски, - оно связано со словом face «лицо». А потом человек подумал: есть прекрасное название «фасад» для лицевой части дома, а как назвать боковую? Пусть будет боковой фасад, пусть будет задний фасад. И получилось то, что сейчас зафиксировано уже в серьезных словарях. Хотя это, конечно, странно звучит для человека, который изучал французский.

О. Северская ― Здесь, говорит Евграфова, мы и находим объяснение изменению слов. Но всякий ли словарь должен всегда вносить эти изменения в свой текст? Лексикографы знают, что это происходит далеко не всегда. Может быть, какое-то значение слова войдет потом в язык, а какое-то исчезнет бесследнО. Северская Есть замечательный пример. У Бориса Акунина в двух романах, в «Статском советнике» и «Левиафане», используется слово «окаём» в значении оконный проем, рамка окна. У него герой выскакивает в окаём, убив жандармского генерала, другой всматривается в иллюминатор и в окаёме что-то видит. Странное значение. Войдет ли оно когда-нибудь в словари, ведь Акунин достаточно популярный писатель?

М. Королева ― Изначально, если мы с вами посмотрим в словарь, есть слово «окаёмка», которое значит границу какого-то объекта, и есть слово «окоём», которое в словарях зафиксировано в значении горизонт, то, что можно охватить оком, глазоМ. Королева И мы должны задуматься, надо ли включать в словарь это акунинское значение или оно останется окказионализмом, авторским? Поэтому мы должны понимать, что словарь не всегда является лекарствоМ. Королева

О. Северская ― Но что для нас важно? Что значение усваивается из контекста. И любое изменение сочетаемости слов влияет на изменение их значений. Поэтому наша задача - внимательно вчитываться в контекст и быть самими себе лексикографами.

М. Королева ― Мы – О. СЕВЕРСКАЯС., М. КОРОЛЕВАК.и звукорежиссер… - со Светланой Евграфовой согласны. Спасибо порталу ПостНаука за этот материал. И – до встречи через неделю.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!