Что такое саморазвитие личности? Полноценное и эффективное развитие личности Необходимых для развития личности поэтому

Многие люди со временем практически останавливаются в собственном развитии. У кого-то пропадает желание к саморазвитию в связи с достижением основных поставленных жизненных целей, кто-то занимается тем делом, которое ему не слишком нравится, а у некоторых людей банально не хватает свободного времени.

При этом, важно понимать, что развитие личности является одним из основных условий улучшения собственной жизни. Если человек не развивается, с течением времени у него нет новых возможностей, которые он мог бы предложить другим людям: в результате, в связи с быстрым развитием технологий и появлением новых возможностей для обучения он начинает проигрывать другим людям по большинству параметров.

Для того, чтобы развитие личности было комплексным, необходимо уделить внимание нескольким различным составляющим этого процесса. В целом оно подразумевает под собой изменение количественных и качественных свойств – в частности, это характер, способности, мировоззрение и самоощущение и т.п.

Накопление опыта – важная составляющая для собственного развития

Личностный рост подразумевает получение опыта в различных сферах жизни. Его можно приобрести как с помощью обучения (это касается как института, так и посещения различных курсов, мастер классов и т.д.), так и с помощью различных практических ситуаций.

Для получения разностороннего опыта лучше всего менять собственные увлечения и выходить за рамки собственной зоны комфорта - то есть тех вещей, которые вы хорошо умеете делать.

Так, человеку увлекающемуся изучением языков, стоит попробовать себя в единоборствах или фотографии, а тому, кто склонен к музыке, следует заняться чем-то непохожим – от скалолазания до плавания. Кроме того, следует посещать различные тренинги в рамках своей профессиональной области, которые позволят знакомиться с новыми методами и технологиями и получить реальную практику.

Наконец, следует делать выводы из любых происходящих ситуаций и корректировать свое поведение в случае их повторения.

Развитие гибкости характера – основа успешного выхода из любой ситуации

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, многие из которых заложены еще при рождении и воспитании. При этом, необходимо уметь акцентировать внимание и использовать собственные положительные качества и работать над отрицательными чертами.

Для того чтобы улучшить собственный характер и научиться лучше понимать себя, необходимо знакомиться с книгами по психологии. Многие из них позволяют изменить отношение к себе и окружающему миру, а также научиться извлекать пользу из любых совершаемых действий и происходящих ситуаций.

Определение собственного типа характера позволит лучше понять предрасположенность к тем или иным видам работы, а также развить возможность подстраиваться под заданные условия. Данная способность является важной составляющей для того, чтобы научиться достигать поставленных целей.

Личностный рост – это формирование мировоззрения и самосознания

Многим людям сложно определиться со своим отношениям к различным составляющим мира. Кроме того, практически у каждого человека зачастую возникает ситуация непонимания поведения окружающих людей или происходящих ситуаций. Наконец, нередки ситуации, когда мнение людей идет вразрез с ценностями общества: в результате этого может возникать серьезный дисбаланс.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности, необходимо пробовать себя в различных сферах жизни, знакомиться с трудами ученых в области психологии и физиологии (в том числе для того, чтобы избегать социальных ловушек, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно).

Кроме того, для того, чтобы работать над самосознанием, необходимо уделять время не только духовному и умственному развитию, но и приводить в порядок все сферы жизни:

  1. Следует сформировать определенный режим дня, в котором необходимо выделить время на себя и свои увлечения. Важно понимать, что в конце каждого дня следует подводить его итоги. Также полезной практикой является ;
  2. Правильное питание и тренировки являются основной для того, чтобы снизить уровень недовольства теми или иными составляющими жизни (поскольку спорт позволяет выбрасывать негативные эмоции), а также наладить эмоциональное состояние и ход мыслей;
  3. Найти баланс между различными составляющими своей жизни. Так, необходимо выстроить жизненные приоритеты и уделять время той или иной части жизни соответственно выстроенным приоритетам. В случае если наблюдается перекос (работу, отношения и т.д.), вырастет недовольство собой, а возможности для личного роста уменьшатся.

Важно понимать, что для успешного личностного роста следует завести привычку к планированию и распределению круга обязанностей. Это позволит даже в условиях серьезной занятости выделить время на собственное развитие, которое в долгосрочной перспективе является важным условием для достижения высоких результатов.

Таким образом, развитие личности – это достаточно сложный процесс, который обязательно должен быть комплексным. Кроме того, важно постоянно заниматься личностным ростом для того, чтобы развивать собственные конкурентные преимущества. Высокий уровень развития позволит проще справляться с поставленными задачами и оставлять больше времени на любимые занятия и отдых.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II.2 Структура личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.

Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М.В.Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II.1 Общее представление о личности

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Личность - это организм и его высший представитель - мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы - все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности - ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей - с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт. Отношение “индивид - общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем: если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

II.2 Структура личности

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Уверенность в себе - неуверенность.

Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).

Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) - нервозность;

Мягкость - черствость, цинизм;

Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие;

Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность;

Добросердечие, мягкость - злобность, черствость;

Сила воли - безволие;

Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность;

Тактичность - бестактность;

Активность - пассивность;

Честность - лживость;

Агрессивность - доброта;

Оптимизм - пессимизм;

Смелость - трусость;

Щедрость - скупость;

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

Принятие себя и других людей такими, какие они есть;

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

Способность к глубокому пониманию жизни;

Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

Открытое и честное поведение во всех ситуациях;

Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

II.3 Формирование и развитие личности

Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.

Сначала представим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.. Они зафиксированы в очень различных формах - в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях….

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д.. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

II.4 Основные факторы развития личности

личность человек

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим Эндемический - местный, свойственный данной местности. развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного развития, как две другие расы.

При всей своей многочисленности представители этой расы никогда не играли (за небольшим исключением) важной роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем антропологическим фактом, что вместимость черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности белой. Мне кажется, что это не должно подвергаться каким-либо сомнениям.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий.

Когда возникла борьба за освобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет о восстановлении того же свободолюбивого народа, который оставил после себя замечательные памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Эта мысль увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умов того времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в Европе.

Но когда час освобождения наступил, что же оказалось?

Древнего грека с его живым умом и чувством, с сильной волей уже нельзя было признать в греках новейшей формации, обладающих иными качествами. И это потому, что древние греки переродились в другую нацию, характеризующуюся другими антропологическими чертами, они переродились частью вследствие выселения и рабства, главным же образом вследствие смешения с другими племенами Сикорский И.А. Вопросы нервно-психической медицины, 1904..

Итак, несмотря на то, что остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим народом, каким они несомненно были в древности.

Приведенные примеры показывают, что уже в антропологических особенностях расы кроются те основы, которые определяют развитие личности в дальнейшем.

Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности. Это - фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин не зависели эти условия - от неблагоприятной психо- или неврапотической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку.

Вполне понятно, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий. Это положение не может возбуждать и тени сомнения, коль скоро мы примем во внимание тесное соотношение между физическим и психическим, между “телом и душою”, как принято выражаться.

Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.

На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности.

Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры.

К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники - алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание. Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.

Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

Существует много явлений, которые отмечают этот переход. Прежде всего, это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе….

Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.

Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.

Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве. Одной из сторон развития личности является нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая его действительность. Борьба и единство противоположенностей здесь заключается в том, что жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. В зависимости от условий развития формирование личности приводит к разным результатам.

Условия различных общественных структур определяют и различают личности.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность - одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость - все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Каким же образом можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом смысле личности? В разных исследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот “дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.

Развитие личности - это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.

Личность - многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта - переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека - юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза Онтогенез (от греч. Ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет в настоящее время единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование….

Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности - это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта - психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

Знаний; навыков; умений; отношений.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

личность человек

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

В заключении я хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорил выше, поэтому не буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: “Что такое стать личностью?”

Я думаю, что стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Немов.Р.С. «Психология» книга 1 из. Москва 2005г.С 336.

2. Мейли Р. «Факторный анализ личности» / Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982

3. ПетровскийА.В. ЯрошевскийМ.Г. (Краткий психологический словарь)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.

    реферат , добавлен 14.10.2008

    Происхождения и развитие личностных особенностей человека. Выделение физической, социальной, духовной личности. Индивидуальность и ее проявление. Особенности морфологических и психологических свойств индивида. Сущность личности, критерии ее формирования.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Человек как субъект исследования в психологии, понятие и критерии его универсальности. Критерии и структура внутреннего мира личности, его слои и характеристика, порядок формирования системы индивидуальных черт. Факторы, влияющие на развитие личности.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2010

    Понятие "личность". Наследственность и среда - условия воспитания личности. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив - социальный объект управления. Влияние коллектива на психологическое развитие личности.

    реферат , добавлен 06.02.2008

    Необходимые и достаточные критерии сформированности личности. Этапы формирования личности. Этапы формирования личности по А.Н. Леонтьеву. Этапы развития личности в онтогенезе по Л.И. Божович. Механизмы формирования личности.

    лекция , добавлен 26.04.2007

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Определение личности, концепция ее динамической структуры. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Типология, основывающаяся на свойствах индивида. Соотношении характера и личности. Анализ современных теорий в психологии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития. Сущность процесса социализации и её этапы. Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие по Э. Эриксону. Устойчивость личности и понятие психопатологии.

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению. II. Развивающее обучение как педагогическая технология XX века.

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению.

Развитие человека как личности.

Ни в педагогике, ни в психологии нет общего, однозначного определения понятия «личность». Содержание понятия «личность» рассматривается с точки зрения различных торий личности. Причём, часто и в рамках отдельных теорий чёткое понятие термина «личность» не сформировано.

С точки зрения педагогики, наиболее значимыми являются следующие.

  1. Когнитивная теория личности. Личность есть социальное «отражение» индивида, сформировавшееся под влиянием внешней среды, важнейшей составляющей частью которого является интеллект, находящийся в состоянии постоянного развития.
  2. Поведенческая (бехивиоральная) теория личности. Личность – это совокупность социальных навыков индивида, сформировавшихся в процессе научения.
  3. Деятельностная теория личности. Личность – это субъект общественных отношений, управляющий отдельными процессами деятельности, поведения индивида, возникающий в ходе развития жизни человека и возникающие не в момент рождения человека, а в момент вступления человека в общественные отношения.

Важным составляющим элементом перечисленных выше теорий и понятий личности является развитие личности, а также тот факт, что личность характеризуется как социальное явление.

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие:

1) С точки зрения биологизаторского подхода , каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию .Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы .

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно ; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания . Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

Противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

Противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

Противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

„ в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

„ в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

„ в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность , в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

„ в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

„ в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Время чтения 10 минут

В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития личности и способы их решения. Думаю, что многие задумываются над развитием собственной личности или воспитанием своего ребёнка. Конечно, развитие личности - это комплексный вопрос, на который влияет много факторов - физиологические особенности, среда обитания, воспитание, деятельность.

Кризисные периоды развития личности:

Детские годы

Наверное, многие сталкивались с периодами поведения у детей, которые являются переломными и ведут к радикальным изменениям личности. Первые проявления характера мы наблюдаем у ребёнка ещё в раннем детстве, хотя это больше рефлекторное поведение, желание привлечь внимание матери. С рождения до 1 года - мама является центром Вселенной для ребёнка, и от её отношения у ребёнка складывается картина мира - доверие или недоверие к окружающей действительности.

  • В период 1,5-3 года - ребёнок проявляет черты автономного и независимого поведения. При определённой поддержке со стороны взрослых формируются - воля, желание преодолевать препятствия. В негативном случае - зависимость от взрослых, навязчивость и слабоволие.
  • В 3-6 лет также происходит переломный момент - ребёнок начинает ощущать себя личностью, начинает проявлять инициативу, желание участвовать в общих делах. У него появляется умение ставить цели, в обратном случае - беспомощность и пассивность. Очень важно содействовать в развитии самостоятельности, давать посильные поручения ребёнку, вовлекать в трудовую деятельность.
  • С 6 до 12 лет - дети проявляют предприимчивость, готовы к получению новых знаний. Расширяется круг общения, кроме семьи важную роль играет школа - детский коллектив и учителя. Развивается компетентность, то есть ребёнок чувствует себя более уверенно, благодаря обладанию новой информацией и поддержке ближайшего окружения. В негативном случае формируется инертность. Дети чувствуют себя уже более взрослыми и нуждаются в уважении и понимании со стороны взрослых.

Подростковый возраст

Период с 12 до 18 лет считается наиболее важным и сложным в формировании личности. Этот кризис является наиболее затянувшимся, хотя у детей этот период проявляется по-разному. Главное, что в этот период ребёнок ищет своё место в этом мире, выходит из опеки взрослых, формирует свои представления об окружающей действительности и взгляды на свою жизнь.

Основные проблемы развития личности проявляются в протестных реакциях, непослушании, упрямстве. Родителям советуют запастись терпением и по мере возможности помогать подростку в поиске себя, относиться с пониманием к изменениям в личности ребёнка.

Подросток может менять интересы, увлечения, друзей, задача родителей - стараться направлять развитие в нужное русло и оставаться в дружеских отношениях с подростками, не навязывать свои позиции. В подростковый период происходят значительные физиологические изменения в организме, а также формируется самосознание. При позитивном развитии событий подросток берёт ответственность за свою жизнь, выбирает свой дальнейший путь развития. При негативном исходе - появляется замкнутость, желание общаться с неформальными группами, выход за пределы моральных норм, а бывает, и нарушения законов.

Поэтому задача родителей - контроль в меру и больше понимания, плавно направлять развитие личности ребёнка.

Взрослый возраст

В период с 18 до 25 лет возникает потребность в интимности и любви. Важно научиться принимать себя и впускать чувства в свою жизнь, доверять людям, при этом не терять своё "Я" в отношениях. Любовь позволяет открыть новые грани в человеческой сущности и влияет на развитие личности даже в большей степени, чем многие другие факторы. Также она позволяет человеку становиться более понимающим, заботливым, чувствительным к миру других людей. Родителям тоже нужно относиться с пониманием к первой любви, ибо бывают ситуации, когда запреты ведут к конфликтам, а в случае постоянного подавления - отвержение людей и невозможность создать свою семью.

В этот период многие определяются и в профессиональном развитии, бывает ещё максимализм в поведении, если не завершена стадия формирования основного стержня личности. В студенческие годы далеко не все понимают ещё своё дальнейшее развитие и часто меняют отношение к деятельности после завершения вуза.

Рекомендуем при выборе специальности руководствоваться интересам и способностями, чтобы потом не пришлось менять специальность. Бывает, что студенты бросают учёбу, если профессия не по душе. Поэтому данный вопрос нужно решать комплексно, учитывая все факторы. Кроме того, в студенческие годы может проявляться желание самостоятельно себя обеспечивать и зарабатывать параллельно с учёбой. На Западе это уже давно практикуется. Считается, что чем раньше человек становится самостоятельным, тем лучше. Подобные стремления являются позитивным и пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Очень хорошо, когда человек может брать ответственность за себя и близких ему людей. При этом задача родителей помочь в выборе деятельности.

От 25 и выше

В период с 25 до 60 лет личность уже сформирована, хотя может и дальше развиваться при определённых условиях или желании со стороны самого человека. На этом этапе создаётся семья, возникает необходимость воспитания детей, проявляется забота о других. Наблюдается и профессиональный рост, важно найти себя и своё предназначение.

Работа должна приносить удовольствие, человек реализует себя в социуме и продвигается вперёд в своих достижениях. Достигнув определённых результатов, с удовольствием делится своим опытом с окружающими и детьми. Если человек прошёл до этого нормально все стадии развития и сформировал необходимые качества, то семья будет крепкой, а жизнь - счастливой. В обратном случае будет отвержение общества и других людей, одиночество.

Зрелый возраст

В период с 60 лет приходит новый этап переосмысления жизни. Главные проблемы развития личности тут проявляются в отношении к себе и прожитой жизни, анализируется достижения и неудачи. Очень важно понять, что Вы сделали много полезного и во многом преуспели - создали семью, вырастили детей, преуспели в работе или творчестве.

Даже если не сложилась семья, то реализовали себя в других сферах деятельности и оставили свой след на этой Земле. Ищите больше позитивного и продолжайте жить и радоваться жизни, помогать близким, передавать мудрость жизни. В Западной культуре бальзаковский возраст - вторая молодость, у людей появляется больше времени, они осваивают новые специальности или путешествуют.

В любом случае, нужно найти свою реализацию, хобби - вышивка, вязание, написание книг, разведение цветов или другие интересы.

Проблемы развития личности в психологии

  1. Что больше влияет на развитие личности - анатомические особенности или влияние среды? Суть вопроса в том, что развитие во многом зависит от физических особенностей строения организма и человеческого мозга. Ребёнок только на определённом этапе может научиться говорить или развить другие способности. Бывает, что аномалии развития влекут изменения и в психическом состоянии. При этом важную роль играет и среда обитания, воспитание в семье. Пока учёные не могут дать точный ответ, что оказывает большее влияние? Скорее это взаимосвязанные вещи.
  2. Какое образование оказывает большее влияние на развитие личности - организованное или стихийное? Под организованным понимаем - обучение с определёнными целями и задачами (школы, вузы), под стихийным - обучение без чётких целей, в процессе жизни (общение со сверстниками, семья, телевидение). Естественно, что влияние оказывают оба варианта обучения, а вот пропорция влияния может меняться в каждом конкретном случае.
  3. Какая взаимосвязь между задатками и способностями? В данном вопросе психологи исследуют задатки, которые являются врождёнными особенностями человека и оказывают существенное влияние на возникновение способностей. Возможно ли их развитие, и что является основополагающим: задатки или обучение и воспитание развития способностей? Учёные до сих пор решают этот вопрос, хотя бывает, что способности проявляются со временем, а не сразу в детстве. Встречаются истории, когда человек начинает хорошо рисовать или писать стихи под воздействием определённых обстоятельств.

Проблемы развития личности в современном обществе

Наверное, многие задумывались, что время идёт, и современные реалии вносят свои изменения в процесс развития личности. Конечно, перестроечный период и главенство рыночных отношений поставили во главу всего такие понятия, как: материальное благосостояние, власть и сила.

Наблюдается снижение нравственных ценностей, зачастую принято считать, что для достижения своих целей все средства хороши. При этом не стоит забывать, что мы живём в социуме, и нужно помнить о правилах и моральных ценностях. Как мы можем помочь детям вырасти настоящими людьми с глубоким внутренним миром?
Конечно, семья имеет главенствующую роль в формировании личности, особенно на начальных этапах.

1. Вопросы воспитания

Для начала определим, что значит воспитание? Это формирование личности человека с целью подготовки для жизни в обществе. Воспитание должно быть позитивным и производится постоянно. Главную роль в данном вопросе играют родители, потом педагоги.

Конечно, благодаря семье ребёнок узнаёт, что такое хорошо, а что такое - плохо, узнаёт нормы поведения и правила жизни, что ценно, а что нет. Воспитание касается не только поведенческих вопросов. Существует такие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое, экономическое, экологическое воспитание.

Основные методы воспитания:

  1. Собственный пример, дети впитывают атмосферу в семье и стиль поведения взрослых, поэтому даже, если говорить, что нужно поступать определённым образом, а самим нарушать эти правила, не удивляйтесь, что и дети будут нарушать. Говорят, что в первую очередь нужно воспитать себя, а потом - детей.
  2. Косвенный пример - часто в разговорах мы даём оценки тех или иных понятий, действий, событий. Дети слышат и воспринимают эту информацию. Поэтому старайтесь позитивно отзываться о супругах, работе, давать правильную оценку жизненным вопросам, это поможет в развитии личности Вашего чада.
  3. Убеждение - один из основных методов применяемый в воспитании, цель - формирование необходимого поведения. Со временем слова близких людей и воспитателей формируют убеждения человека и влияют на его поступки в жизни.
  4. При этом обращаются к сознанию человека и его чувствам. Главным образом убеждение производится посредством рассказов, лекций, диалога или диспута (только в спокойной форме). Пример тут тоже имеет значение.
  5. Поощрение - проявляется в оценке поведения, похвале и позитивном отзыве при должном поведении и определённых заслугах. Поощрение вызывает положительные эмоции и уверенность в себе и людей разного возраста, что помогает в достижении дальнейших успехов.
  6. Метод взрыва, наказание - это крайняя мера, негативная оценка поведения, применяется при устойчивом непонимании, вся семья не поддерживает поведения, высказывает неодобрение и отказывается идти на поводу, наказание проявляется как лишение определённых удовольствий и радостей. Однако этот метод должен быть ограничен в применении. Стараться взывать к позитивным сторонам личности.

2. Нравственное совершенствование

Проблемы развития личности касаются и нравственной стороны развития человека. Для формирования положительных качеств личности очень важно наличие воли, активность и целеустремлённость. Каждый человек стремится в идеале быть лучше, походить на героев фильмов или книг. Вопрос, какие идеалы лежат сейчас в основе формирования личности?
Если раньше было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся другие ценности, поэтому стоит направлять развитие детей и советовать, что больше подойдёт для просмотра или чтения.
Нравственность - это комплекс правил и норм, присущих определённому человеку и необходимых в общественной жизни.
Как уже было сказано, важно придерживаться активной жизненной позиции для достижения определённых целей, а также заниматься самовоспитанием.

  1. Ставить перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день. Планировать своё время.
  2. Ежедневно вечером подводить итоги, что выполнил, а что нет? Что сегодня удалось?
  3. Вести творческий дневник, в который записывать свои мысли, наблюдения и оценки, советы. Концентрировать внимание на успехах и достижениях. Всё это позволяет лучше понять себя, серьёзнее относиться к жизни, будет способствовать интеллектуальному и моральному развитию личности.

Важным моментом является занятость - тренировки физические и умственные, поиск самовыражения, подготовка к будущей профессии, борьба за свою мечту.

3. Развитие творческой личности

Развитие творческой личности - это очень интересный и важный вопрос. Далеко не все при рождении уже обладают творческим подходом к решению жизненных вопросов. Всё это формируется в ходе жизни и воспитания. Сухомлинский считал, что "главный способ самовоспитания души - красота". Причём красота понималась в широком смысле - искусство, музыка, отношения с людьми.

Таким образом, творческое развитие возможно, в США даже практикуют "курсы креативности", где обучают нестандартному и творческому мышлению, а во Франции в специальных центрах для руководителей - стажировка, где большая часть занятий посвящается художественной культуре.

Это способствует развитию вкуса к хорошо сделанной работе, гармоничным профессиональным отношениям, упорядоченности в работе. В основе развития творческой личности лежит эстетическое воспитание. Мы учимся воспринимать и любить прекрасное в жизни и людях.

4. Интернетомания

Мы живём в век развития технологий невероятно быстрыми темпами. Это очень хорошо с одной стороны - открываются новые возможности получения информации, скорость передачи данных, новые способы общения с людьми из разных уголков мира. При этом обращают внимание на то, что дети много времени проводят в Интернете, что вызывает определённую зависимость и искажает картину мира, возникает виртуальное восприятие мира.

В США увеличилась детская преступность, теряется грань между виртуальным и реальным миром. Рекомендуют ограничивать пребывание ребёнка за компьютером и стараться вовлекать его в активные действия, занятия, игры, тренировки. Старайтесь использовать прогресс в пользу себе и детям - для обучения, развития личности, получения необходимой информации и других важных целей.

Вывод

Итак, мы рассмотрели основные проблемы развития личности и способы их решения. В любом случае, важную роль в формировании человека имеет саморазвитие и воспитание подрастающего поколения. Давайте развивать себя и показывать пример нашим детям! Только мы сами создаём себя и свою жизнь.

Кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга .

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека - больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание "развитие личности", в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

  • «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
  • «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности , тема результата развития),
  • «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
  • «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как в процессе как авторских действий .

Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!