Упражнения для тренировки ума и памяти. Как тренировать память и внимание. Игра "Сравнение по памяти"

Скорее всего, каждый замечал за собой, что бывают ситуации, когда необходимо, что-то быстро вспомнить или запомнить обширное количество информации, а это не получается. Это может быть связано с рассеянностью внимания или с памятью, которая недостаточна натренирована. Также виной могут стать плохой и короткий сон, переутомляемость, загруженность, неразрешенные проблемы, проблемы в семейном кругу, стрессы и депрессии. Чтобы таких моментов в вашей жизни было меньше, старайтесь тренировать память, и уменьшать количество негативов вашей жизни. Основное правило правильно подобрать программу тренировок и адаптировать её под себя.

Для того чтобы правильно тренировать память необходимо разобраться как она работает и из чего состоит.

Память можно классифицировать по следующим признакам восприятия входящей информации:

  • Мгновенная память – этот вид памяти задействован и работает постоянно. Работа заключается в оценке ситуации и окружающей обстановки. Функционирует – несколько секунд, может резко переключаться с одного объекта на другой.
  • Кратковременная память – вся поступающая информация извне. Такая информация в памяти может храниться до трёх месяцев, иногда даже меньше. После истечения определенного срока, мозг либо переносит информацию в долговременную память, либо информация забывается.
  • Долговременная память – в этой памяти информация хранится более трех месяцев, иногда не один год.

Для наиболее лучшего запоминания информации и откладывания её в долговременную память необходимо хорошо развитая мгновенная и кратковременная память. Из этого следует, что чем больше информации мгновенная и кратковременная память могут собрать и обработать, для отправки в долговременную, тем выше ваше интеллектуальное развитие.

Поэтому очень важно тренировать мгновенную и кратковременную память , при их развитии будет развиваться и долговременная.

В мгновенную и кратковременную память входят такие качества, как:

  • Внимательность.
  • Восприятие окружающей среды.
  • Мышление и мыслительные процессы.
  • Органы чувств и осязания.

Отсюда можно сделать вывод, что для тренировки памяти необходим комплексный подход.

Подходы для тренировки

  1. В тренировке участвует внимательность. Здесь главное уметь концентрироваться на различных объектах. Без развития внимания тренировки не дадут результата.
  2. Ассоциативный подход. Этот подход позволяет одновременно тренировать и кратковременную и долговременную память. Подбирая ассоциации к новому слову или событию, ситуации – информацию вы берете уже из имеющегося хранилища, то есть долговременной памяти.
  3. Запоминание при помощи повторений. Такой способ используется при заучивании стихов или речи. Здесь задействованы все три вида памяти.

Подготовка к тренировке. Для того, чтобы начать тренировать свою память вам необходимо подготовиться:

  • Выбрать удобное для вас время, выделить временной промежуток на занятия, чтобы никто не отвлекал.
  • Перед тренировкой необходимо успокоиться и привести свои мысли в порядок.
  • Отложить на время неразрешенные проблемы и дела.
  • Очистить сознание. Можно 5-10 минут помедитировать .

Варианты тренировки кратковременной памяти

Вариант первый. Тренировка с числами – возьмите последовательность чисел, начиная с одного. Каждое следующее число это сумма двух предыдущих чисел. Пример, 1+1 это 2, для нового числа предыдущие это 1 и 2, складывайте их и получите 3, затем для нового числа предыдущие будут 2 и 3 и так далее.

Занятие необходимо проделывать каждый день, продолжительность – 30 минут.

Вариант второй. Попросите кого-нибудь написать на листе 20 слов, разной сложности и никак друг с другом не связанных. После берите листок и старайтесь запомнить все 20 слов. Для запоминания можете использовать ассоциации.

Вариант третий. Возьмите любую книгу, откройте страницу наугад, выберите любой абзац, прочтите его и попробуйте повторить, но уже без подсматривания в книгу. Также можно использовать ассоциации и сначала говорить своими словами. Далее усложняйте упражнение, и повторять абзац без подсматривания в книгу, но такими же словами как в книге. Еще более сложный вариант со временем увеличивать количество абзацев.

Вариант четвертый. Перед походом в магазин запишите, что необходимо купить, выучите список и идите в магазин. Старайтесь запоминать важные для вас даты и события. Запоминайте сложные слова посредством ассоциаций.

Тренировка долговременной памяти

Упражнение 1 . Загадайте какой-либо предмет. Опишите его всевозможными характеристика.

Упражнение 2 . Составьте вписок дел, которые вам необходимо сделать, запомните этот список, и на следующий день старайтесь заниматься делами, не подсматривая в список, при этом расставив задачи в приоритетном для вас порядке. В конце дня можно посмотреть в список и сделать выводы, всё ли вы сделали.

Упражнение 3. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее и опишите всё, что находится на картине, до мельчайших подробностей, запишите всё описание. Уберите картинку и описание. На следующий день достаньте картинку и опять опишите всё, что вы на ней видите, не подсматривая во вчерашние записи. Постарайтесь описывать картину теми же словами, что и день назад, плюс, дополняя новыми. Описания могут различаться, так как каждый день вы можете подбирать различные ассоциации.

Дополнительные упражнения по смежным направлениям

Также очень важно развивать и сопутствующие виды памяти:

  • Зрительную – фиксируйте всё, что видите, потом вспоминайте что видели, до мельчайших подробностей. Совет – для начала лучше запоминать один предмет и останавливать своё внимание на нем.
  • Звуковую – слушайте музыку, аудиокниги, читайте вслух –медленно и вдумчиво.
  • Обонятельная – вспоминайте запахи и их названия.

На помощь в третировании памяти могут придти следующие способоы:

  • Сбор пазлов. Начинать следует с простых картин, чтобы можно было собрать за один вечер, желательно одну и туже картинку собрать несколько раз. Вы увидите, что с каждым последующим разом вы собираете картинку быстрее.
  • Перед тем, как лечь спать разберитесь с прошедшим днем, всё ли вы успели сделать, какие проблемы решили, что осталось разрешить, кого видели за день, вспоминайте разговоры, желательно с подробными деталями. Таким образом, вы очищаете кратковременную и мгновенную память, делая отчет перед собой, и давая возможность мозгу отправить какую-либо информацию в долговременную память.
  • Возьмите алфавит и на каждую букву придумайте от пяти до десяти слов. Такое упражнение требует времени, хорошего настроения и концентрации только на упражнении.
  • Играйте в настольные игры со своей семьёй – это развивает логическое мышление, тренирует память, когда вы просчитываете ходы или составляете схему действий.
  • Отгадывайте сканворды и головоломки, загадки и ребусы.
  • Учите стихи, расширяйте свой словарный запас.

Также помните, что для вашего мозга и памяти необходим полноценный отдых. Больше гуляйте на свежем воздухе, спите необходимое количество часов, хотя бы в входные дни. И помните, что заниматься и развиваться никогда не поздно. Самое главное иметь желание становиться лучше.

Память - способность человека запоминать, хранить, фиксировать и узнавать всевозможные сведения. Эту способность можно назвать навыком. Она напоминает мышцу: чем активнее ее тренируешь, тем лучше она развивается.

Что мешает и помогает запоминать?

Во-первых, разберемся, почему у многих людей память очень плохая. На самом деле, здесь все просто: если у человека мало интересов, и он не занимается умственным трудом, то ему просто нечего запоминать - не возникает такой необходимости. Перед тем как тренировать память, эти люди должны начать вести больше читать, найти какие-нибудь увлечения. Только после этого можно будет приступать к специальным упражнениям.

Представляем образы и конспектируем

Любые сведения легче запомнить, если представить их в виде какого-то образа. Но самое главное - досконально понимать то, что необходимо зафиксировать в голове.

Не пытайтесь запомнить что-то за короткое время - да, возможно, вы добьетесь результата, но эффект будет краткосрочным, очень скоро вы забудете информацию. Важно постоянно повторять и прокручивать в голове нужные сведения. Было бы здорово завести дневник для записи всевозможных событий, интересных мыслей, планов на будущее. Полезно также конспектировать новую информацию. В процессе письма вы обдумываете свои записи, и мозг начинает лучше и эффективнее функционировать.

Здоровый образ жизни

Рекомендуется также улучшить циркуляцию крови в мозгу. Для этого следует больше гулять по улице, соблюдать распорядок дня, не курить, не пить, заниматься спортом. Если вы не будете соблюдать эти простейшие условия, то никакие упражнения для памяти вам не помогут.

Продукты, полезные для памяти

А еще вам нужно как следует задуматься о своем питании. Что вы едите? Задумайтесь об этом, так как тренировать память помогают и различные продукты.

1. Цельнозерновые. Чтобы улучшить регулярно ешьте ростки пшеницы, отруби, а также крупу.

2. Орешки. Они богаты витамином Е, который Также он содержится в салатных листьях, капусте, семечках, цельнозерновых и коричневом рисе.

3. Черника. Употребляя эту ягоду, можете не сомневаться: память вас не подведет.

4. Помидоры. Это источник антиоксиданта под названием ликопен, который помогает ликвидировать негативным образом воздействующие на клетки, из-за которых развивается слабоумие. Перед тем как узнавать, как тренировать память человека, запаситесь этими вкусными и полезными овощами.

5. Черная смородина. В ней содержится витамин С, который может сделать вас остроумным человеком с хорошей памятью.

6. Шалфей. Очень полезен для мозга, который начинает работать с двойной силой, благодаря маслу, содержащемуся в этом растении.

7. Брокколи. Этот овощ богат витамином К. Если он содержится в организме в нужном количестве, то никаких проблем с памятью и обучением быть не должно.

8. Семена тыквы. Цинк, содержащийся в них, благоприятно воздействует на мозг. Достаточно съесть всего лишь одну горсточку в день. Также семена обладают легким антидепрессивным эффектом, поэтому вы можете почувствовать улучшение настроения и самочувствия.

Тренируем память

Конечно, не следует объедаться вышеперечисленными продуктами, но иногда употреблять их рекомендуется. Но одного правильного питания совсем не достаточно. Как тренировать память? Для этого придется усердно трудиться.

Существуют некоторые способы и правила, которые нужно неукоснительно соблюдать, и уже через 30 дней можно будет оценить первые результаты.

1. Читая книгу или слушая преподавателя, вникайте в этот процесс полностью. Не оглядывайтесь по сторонам, не занимайтесь одновременно с этим ненужными делами.

2. Самостоятельно вспоминайте забытую информацию. Забыли адрес приятеля, имя актрисы? Даже не вздумайте заглядывать в справочник, словарь или Интернет! Да, вспомнить будет сложно, но вы уж постарайтесь.

3. Учите стихи. Возьмите себе за правило каждый день выучивать хотя бы один стишок. Пусть даже он состоит из четырех строчек - это лучше, чем ничего. А когда вся семья соберется за столом, можете рассказать его. Не получается учить сложные стихотворения? Найдите какое-нибудь детское. Не игнорируйте этот способ, так как тренировать память и мышление он очень хорошо помогает.

4. Всегда придумывайте ассоциации к каким-нибудь образам или явлениям. Пусть они будут необычными, забавными, смешными: так вам будет интереснее.

5. Считаете, что вязание и вышивание - это прерогатива пожилых женщин? Ну уж нет, в этом вы ошибаетесь. Вы даже не представляете, насколько благоприятно эти занятия воздействуют на мозг. Попробуйте также бисероплетение и макраме.

6. Читайте как можно больше. Отдавайте предпочтение серьезной литературе. Закончив чтение, запишите на листке имена действующих лиц и сюжет. Хватит нескольких строк. Это замечательное упражнение для памяти. Так вы сможете держать в голове сюжеты множества книг.

7. Помните: воображение способно помочь вам запомнить новую информацию. Есть люди, которых работа обязывает держать в памяти большие числа. Знаете, в чем их секрет? Они активно пользуются своим воображением. Для них каждая цифра - это какой-либо определенный образ. Это могут быть предметы, звери, цветы. Например, восьмерка - неваляшка, единица - ветка, двойка - птица, шестерка - замок. Некоторые даже составляют в уме предложения с этими образами. Например, необходимо запомнить номер - 222-18-00. Можно придумать следующее: три птицы, сидящие на ветке, заметили неваляшку, жевавшую две сушки.

8. Учите иностранные языки. Специалисты считают, что это помогает предотвратить старческое слабоумие. И память отлично тренируется.

Еще несколько способов

1. Занимайтесь умственным трудом. Перестаньте лениться, познавайте науки, учитесь новому. Сами не заметите, как память заметно улучшится.

2. Развивайте зрительное воображение. Конечно, люди разные: кто-то лучше запоминает прочитанное, а кто-то - услышанное.

Но специалисты утверждают, что следует отдавать предпочтение прослушиванию информации, а в это время нужно представлять в голове соответствующую картину. Если же вам необходимо читать самостоятельно, все равно воображайте происходящее в книге.

3. Тренируйте слух. Упражнения, направленные на его улучшение, развивают также способность запоминать. Как тренировать слуховую память? Самое простое: прослушивайте монологи и запоминайте их.

4. Оградите себя от депрессии и отрицательных эмоций. Негативные переживания и стрессы убийственно влияют на клетки мозга, соответственно, память становится хуже. Доказано, что физические упражнения помогают избавить от депрессии. Обратите внимание на бег. У вас поднимется настроение, кроме того, мозг начнет работать продуктивнее.

5. Больше путешествуйте, интересуйтесь доселе неизведанным. Все новое, увлекательное и незаурядное приковывает к себе внимание, вдохновляет, развивает память. У вас появится вкус к жизни, желание радоваться и творить.

Тренируем память и внимание

1. Придумайте несколько ассоциаций для разных слов. Запишите их и прочитайте пару раз. Старайтесь сохранить их в памяти, затем пусть кто-нибудь проверит, как вы запомнили.

2. Запишите на листок несколько ситуаций, которые могли бы произойти в жизни. Далее пусть помощник прочитает вам их вслух, а вы попытайтесь представить их в виде образов. Отдохните несколько минут, а затем постарайтесь записать все, что вы вообразили.

3. Интересуетесь, как тренировать память взрослому человеку? Возьмите себе за правило запоминать и прокручивать в голове список покупок в супермаркете, отчества приятелей, фамилии коллег, их дни рождения, лица попутчиков, их беседы и так далее. Это будет полезной нагрузкой для вашего мозга. Вот увидите: вы очень скоро добьетесь результатов.

4. Беседуя с человеком, старайтесь запоминать любые мелочи. Смотрите, в чем он одет, обращайте внимание на его внешность, подмечайте его особенности. Регулярно выполняя это упражнение, вы и сами не заметите, как однажды сможете намного быстрее и эффективнее запоминать новые сведения.

Необходим комплексный подход - попеременная тренировка слуха, мышления и памяти. Эти способы поистине чудодейственны: они разовьют ваши умственные способности так, что вы сами себе будете удивляться.

Как тренировать память у ребенка?

Развивать память малыша необходимо буквально с первых недель его жизни. Дети в восторге от веселых упражнений, а мама и папа не могут нарадоваться успехам своего ребенка.

Для начала следует выяснить, какой вид восприятия у малыша. Специалисты разработали тесты, способные помочь в этом. Необходимо проходить их с ребенком.

Но можно заниматься по всем методикам сразу, если возникли затруднения с прохождением теста. Пожалуй, так будет даже лучше. Например, показывайте малышу фотографию, говорите, что на ней запечатлено, можете интересно описать этот предмет. Потом можно вместе с ребенком слепить его из пластилина или нарисовать.

Что нужно делать, чтобы память малыша была хорошей?

Итак, для удобства восприятия распишем все по пунктам.

1. Разучивайте наизусть песни и стихотворения.

2. Просите ребенка пересказывать истории, которые он слышал.

3. Показывайте малышу предмет, и пусть он его рисует по памяти. Ребенку наверняка понравится такое упражнение, так как тренировать зрительную память - это очень интересно.

4. Показывайте фотографии, увлекательно описывая то, что на них запечатлено.

5. Отгадывайте загадки вместе с ребенком.

6. Придумывайте вместе сказки и интересные истории.

7. Разучивайте танцы. Предпочтение стоит отдать русским народным.

Также важно вовремя начать учить малыша чтению, основам математики и иностранным языкам. Знаменитый врач Гленна Доман считает, что к семи годам детский мозг уже заканчивает свое формирование. Значит, до этого возраста следует очень активно учить ребенка всему.

1. Занятия лучше проводить, когда ребенок весел, так он более позитивно отнесется к обучению.

2. Пусть обучение будет похоже на игру, каждый раз придумывайте что-нибудь новое.

3. Обращайте внимание на то, чем увлекается малыш. Если, например, любит мотоциклы, складывайте и отнимайте их, рассказывайте о различных марках и их производстве. Если ему нравятся птицы, говорите о них.

Теперь вы знаете, как тренировать память, какие выполнять упражнения и чем питаться. Не сомневайтесь в себе, и у вас все получится!

Специалисты нередко проводят параллели между укреплением ума и тела. Их сила и выносливость могут иссякнуть от бездействия либо возрасти от целенаправленной подготовки. Решение задач на укрепление памяти и внимательности активизирует работу мозга, развивает воображение, творческую деятельность, защищает от возрастных изменений.

Важность памяти и внимания

В отличие от животных, чье мировосприятие ограничивается сиюминутными ощущениями, люди способны фиксировать приобретенные ранее знания и опыт, и использовать их при планировании дальнейших действий. Только благодаря памяти человек сохраняет воспоминания об окружающих явлениях и законах их существования.

Физиолог И. М. Сеченов считал память основным условием психической жизни, силой, которая лежит в основе всего развития человека.

Она также непосредственно участвует в процессе восприятия окружающей действительности. Особо важную роль память и внимание играют в ходе обучения.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее. Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу. Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать.

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.

Упражнения для тренировки:

  1. Найти отличия. Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
  2. Тест на внимание для компании людей. Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
  3. Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
  4. Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
  5. Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
  6. Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
  7. Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Дети способны запоминать большие объемы информации, но их мышление имеет свои особенности.

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Память у детей школьного возраста чаще всего развита лучше, чем у дошкольников. Главная сложность состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к информации, побудить его анализировать и структурировать получаемые сведения, выделять из них главное. Постоянное механическое заучивание ведет к тому, что внимание школьника переключается на посторонние предметы, и он забывает материал.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста и подростков невозможно без тренировки концентрации внимания. При выполнении этой задачи помогут упражнения на тренировку логического мышления. Школьник должен уметь составить план рассказа, выделить из него основные тезисы, вкратце изложить содержание материала. Дети 1-4 классов, у которых особенно хорошо развита образная и зрительная память, могут составлять план в картинках.

Упражнения для детей младшего школьного возраста:

  1. Найти лишнее слово. Ребенку предлагается ряд из 4 слов, объединенных по какому-нибудь признаку. Например: кошка, собака, корова, волк. Нужно найти слово, выбивающееся из логического ряда. В данном случае это волк (дикое животное, тогда как другие – домашние).
  2. Фотоаппарат. На стол кладутся 10 предметов в произвольном порядке. Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на них, а потом закрывает глаза и перечисляет вещи, которые запомнил. Хорошо, если предметы будут объединены тематически. Так можно играть в сыщика, шпиона, медсестру и т. д.
  3. Невербальная фантазия. Школьника просят показать какой-нибудь предмет или процесс (например, автомобиль, поезд, кошку, умывание). Чтобы разнообразить упражнение, можно поменяться местами: взрослый показывает, а ребенок отгадывает. Игра развивает воображение и творческие способности.
  4. Упражнение на развитие усидчивости. Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркивать в нем какую-нибудь букву (например, “е”). Упражнение регулярно повторяется в течение месяца, букву при этом можно менять. Результаты фиксируются в специальном журнале. Со временем они должны улучшаться.
  5. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенку предлагаются вопросы из самых разных областей. Например, какого цвета подсолнух, кто больше: слон или лев, что такое пила и отвертка и т. д. Такую тренировку хорошо проводить в соревновательной форме в классе или группе.

Игры для подростков:

  1. Логически связанный текст. В предлагаемом школьнику тексте цифрами (от 1 до 10) выделяются 10 основных тезисов. Подросток должен прочитать статью, а затем по памяти пересказать основные положения в заданном порядке. Хорошим результатом может считаться воспроизведение 7 и более тезисов.
  2. Запоминание слов. Школьнику предлагается список из 20 слов с порядковыми номерами. На их запоминание дается минута. Затем подросток должен воспроизвести слова и связанные с ними порядковые номера. Чтобы получить результат в процентах, число правильных ответов умножается на 5.
  3. Кто больше запомнит. Участники садятся в круг. Первый игрок называет любое слово (например, “кино”). Второй повторяет его и говорит свое (“кино”, “оператор”). Третий участник называет уже 3 слова (“кино”, “оператор”, “сценарий”). Игрок, не сумевший повторить все слова, выбывает.
  4. Рисуем и запоминаем. Ведущий медленно зачитывает список из 15 слов. Задача участников – быстро зарисовать перечисленные предметы. Качество рисунка не важно, главное – чтобы игрок смог правильно назвать зашифрованное слово. Выигрывает участник, правильно запомнивший наибольшее количество предметов.
  5. Слова с одной буквы. Участники садятся в круг. Ведущий объявляет какую-нибудь букву, а задача игроков – назвать предмет, находящийся в комнате, название которого начинается с этой буквы. Участники, не сумевшие назвать слово, выбывают из игры, пока не останется один победитель.

Тренировка памяти и внимания у взрослых

Современному человеку приходится держать в голове много информации, необходимой для работы и учебы.

С возрастом память чаще всего ухудшается, что связано как с уменьшением в мозге количества нервных клеток, так и со стрессами, вредными привычками, неправильным образом жизни, недостаточным временем для сна. Поэтому память и когнитивные способности надо постоянно совершенствовать с помощью специальных тренировок.

Упражнения для взрослых:

  1. Тренировку можно совмещать с бытовыми делами. Например, совершая покупки в магазине, многие берут с собой шпаргалки со списком необходимых продуктов или звонят домой. Нужно постараться заранее все обдумать и обойтись без подсказок.
  2. Хорошо тренирует память внимательное чтение. Читать можно в любое время: в дороге, в обеденный перерыв или перед сном. Усвоив информацию, нужно мысленно пересказать ее как можно точнее. Чтобы не терять времени, это можно делать на улице или в дороге. Постепенно объем текста следует увеличивать.
  3. Чрезвычайно полезно для мозга запоминание различных деталей. Разговаривая с человеком, рекомендуется обращать внимание на его одежду, обувь, цвет глаз, манеру выражаться и т. д. Потом все это следует мысленно воспроизвести. На улице можно обратить внимание на номера домов, маршрутов автобусов, номерные знаки автомобилей. А запоминание ценников в магазине поможет еще и сэкономить.
  4. Данное упражнение требует спокойной обстановки. Нужно выбрать какой-нибудь предмет и внимательно его изучать в течение 30 секунд. Затем, отвернувшись, следует описать вещь как можно подробнее. Имеют значения любые детали.
  5. Психологи рекомендуют упражнения, задействующие сразу несколько чувств. Например, в парфюмерном магазине можно побрызгать понравившийся парфюм на полоску, а затем постараться вспомнить его название. Пробуя новое блюдо, рекомендуется связать его вкус с каким-нибудь интересным образом.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Решение различных интеллектуальных задач является отличной профилактикой многих возрастных патологий, включая рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Стихи для развития памяти у взрослых

Эта методика улучшения памяти применяется уже давно. Благодаря своему ритмическому рисунку, эмоциональной составляющей и рифмам, стихи запоминаются гораздо лучше, чем проза. В процессе заучивания нейроны получают дополнительное кровоснабжение, их деятельность активизируется. Между клетками мозга формируются новые связи, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

При изучении стихов развивается речь, происходит пополнение словарного запаса, расширяется эрудиция. По мнению Бродского, человек, пропуская через себя информационное и эмоциональное наполнении поэзии, обогащает мозг. А чтение стихов вслух стимулирует ораторские способности и расширяет коммуникативные навыки. Хотя данная методика используется преимущественно при обучении детей, она будет полезна для людей любого возраста.

Как показывает практика, лучше всего запоминаются общеизвестные произведения любимых поэтов. Не случайно многие помнят наизусть целые главы “Евгения Онегина” или даже всю поэму целиком. При этом для тренировки памяти и улучшения потенциала мозга полезно брать более сложные и менее любимые стихи. Для данных целей хорошо подходят произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Блока, Пастернака, Есенина, Маяковского.

Упражнения для разивития памяти

В список вошли развивающие игры для взрослых из книги “Память не изменяет”.

Странный зоопарк

Человеку на минуту показывают картинку с изображением разных животных: млекопитающих, рептилий, насекомых, членистоногих, рыб. Когда рисунок убирают, участник игры должен перечислить все увиденные существа в алфавитном порядке на листке бумаги.

Запоминательная минутка

Игроку показывают список знаменательных событий из жизни разных людей. Он должен 3 раза прочитать текст и максимально точно изложить запомненное. Пример задания:

  • Коля и Маша поженились 15 октября 2002 г.;
  • Даша поступила в университет 3 сентября 1995 г.;
  • Вася родился 4 ноября 1982 г.;
  • День города будет отмечаться 28 февраля 2017 г.

Белый Бим Черное ухо

Участнику показывают картинку с разными животными и их кличками (конь Скакун, собака Астор и т. д.). Чтобы запомнить их наизусть, дается полминуты.

Пишем историю

Человеку показывают список исторических личностей (от кардинала Ришелье до Томаса Эдисона) с датами их рождения. Потом список “перемешивают”, и даты уже не соответствуют фамилиям. Игрок должен восстановить историческую справедливость, правильно поставив нужный год рождения против имени каждого исторического деятеля.

Воображаемый ковер разбит на черные и белые квадраты, в которых находятся схематические изображения цветков. Игрок изучает рисунок столько, сколько ему необходимо. Затем ему придется ответить на несколько вопросов. Например, сколько цветков с 3 лепестками изображено на рисунке.

Криптография

Это самое сложное упражнение, для выполнения которого придется тренироваться каждый день в течение нескольких недель.

Необходимо запомнить наизусть шифр, в котором каждой из 15 букв соответствует какой-нибудь значок. Задание можно считать выполненным, когда человек сможет расшифровывать слова из 9 букв.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Пространственное скоростное сравнение

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей. Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

Числовой и буквенный охват

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

Запоминай и прокликай

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Сложное скоростное движение

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

Сложность заданий адаптируется под уровень игрока.

3 назад

Здесь требуется запомнить текущую последовательность цифр и сравнить ее с той, которая была показана раньше (например, 2 или 3 карточки назад). Для ответов есть 2 кнопки: “Да” и “Нет”. Сложность игры в том, что задания постоянно меняются.

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память - это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память . Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать памятьпознакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника - прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной , которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение : в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф» , которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки , установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Как тренировать память? Уверен, что таким вопросом задавался каждый из нас. Со временем начинаешь замечать, что какие-то мелкие детали забываются, что-то «выпадает» из головы. Потом маленькие детали становятся все больше и больше. Со временем начинаешь забывать важные события, даты, встречи. Это становится действительно проблемой, которую нужно решать.
Если раньше проблема плохой памяти волновала лишь стариков, то сейчас и молодежь все чаще жалуется на подобные недуг. Так что это? Болезнь, банальная невнимательность и рассеянность, или еще что-то?

Статья в тему:


Ученые доказали, что 30% услышанной вами информации забудется через 20 минут, а уже через несколько часов вы не будете помнить и 70% того, о чем говорили. Ладно, если вы забываете что-то несущественное, но порой бывает так, что очень нужные встречи или дела попросту уходят на второй план. Как же тренировать память, как научиться получать максимум из услышанной, увиденной, прочитанной информации? Сегодня мы расскажем про 10 простых, но очень действенных способов улучшения вашей памяти. На первый взгляд они кажутся уж очень простыми, но если регулярно придерживаться нижеприведенных рекомендаций, то уже через несколько недель вы увидите качественные изменения.

1. Тренировка

Мозг можно рассматривать как мышцу. Конечно, не в классическом понимании этого слова, а лишь в том плане, что ему тоже нужны тренировки. Если вы хотите иметь хорошую память, то нужно ее тренировать. Разгадывайте кроссворды, учите песни, стихи, тексты. Можете начать изучать иностранный язык.
Один мой товарищ делал так. Каждое утро едя на работу он запоминал названия магазинов. Когда приезжал в офис, то записывал те, которые остались в памяти. На следующий день опять запоминал, и опять записывал. Со временем он уже наизусть мог их назвать, сказать где находятся, чем торгуют и т.д. Отличный и довольно необычный способ тренировать память, при этом не тратя лишнего времени.

Статья в тему:

2. Виноградный сок

Очень простой способ улучшить память – пить виноградный сок. Но не нужно путать настоящий сок с жижей которая продается в супермаркетах. Лучше самому с осени запастись качественным, красным виноградным соком.
Ученые из США доказали, что ежедневное употребление именно красного сока улучшает память на 20%. Это происходит за счет высокого содержания антиоксидантов, которые способствуют омоложению мозга.

3. Физическая активность

Наше тело – это идеальный механизм, и если оно находится в хорошем состоянии, то все функционирует правильно. Так вот, физическая активность способствует улучшению памяти. Когда вы двигаетесь, занимаетесь спортом, ведете активный образ жизни, то кровь циркулирует лучше, и переносить кислород в ваш мозг.
Интересный факт, президент США Франк Рузвельт обладал невероятной способностью запоминать имена. Он знал и помнил всех, с кем когда либо общался. Вы спросите как это ему удавалось? Все довольно просто. Рузвельт мысленно писал на лбу у человека его имя, и это позволяло при встрече быстро его вспомнить.

Статья в тему:

4. Говорите в слух

Если хотите что-то запомнить, то нужно это проговорить в слух. Мозг устроен таким образом, что он гораздо лучше воспринимает информацию если она поступает в разных формах. Поэтому, если вам нужно запомнить адрес, телефон, имя человека, то не просто запишите его в блокнот, а еще и проговорите.
Очень действенным являются и ассоциативные ряды. Например, если название улицы тяжело запомнить, то подумайте с чем оно у Вас ассоциируется. Так вы создаете в памяти определенные образы, позволяющие быстрее воспроизводить информацию.

5. Сон

Самый простой способ улучшить память – это сон. Не засиживайтесь за компьютером до утра, ложитесь раньше, отдыхайте, высыпайтесь. Во сне расслабляются все мышцы, организм приходит в тонус, мозг тоже отдыхает. Ученые уже не раз акцентируют свое внимание на том, что здоровый и полноценный сон позволит Вам не только прожить дольше, но также наполнит зарядом энергии на весь день.
Очень важно еще понимать, что главное не сколько часов вы спите, а когда вы ложитесь отдыхать. Самое оптимальное время для сна с 21 до 01 ночи. Именно в это время мозговые волны максимально спокойны, тело все расслаблено, и вы по настоящему отдыхаете. Человеку, который ложиться спать в 22 часа, достаточно 5-6 часов для сна. Если же вы ложитесь в 3, а то и в 5 утра, то и 10 часов может быть мало. В результате вы проснетесь уставшим, вялым, без сил и энергии. Понятное дело, что в таком состоянии память будет куда хуже.

6. Релаксация

Под релаксацией лично я понимаю различные духовные практики – йога и медитация. Восточные мудрецы уже тысячелетиями практикую медитации, и это позволяет им не только жить более ста лет, но и все время оставаться в сознательном и бодрствующем состоянии.
Медитация – это очищения ума, минуты безмолвия и самопознания. Когда вы медитируете, то как бы раскладываете все мысли и переживания по полочкам, очищаете ум от лишнего.

7. Гимнастика для глаз

Еще один научный факт, который был подтвержден многими учеными. Достаточно каждое утро уделять 30 секунд небольшой гимнастике для глаз, и ваша память улучшиться на 10%. Что нужно делать? Просто встаньте перед окном, или где Вам удобно, и перемещайте глаза из стороны в сторону. Такое упражнение позволит задействовать оба полушария головного мозга, синхронизировать их работу.
Интересный факт. Если вы хотите заучить какую-то важную информацию, то лучше это делать с 7 до 10 утра, и с 17 до 20 вечера. Именно в эти периоды активность головного мозга выше на 30%. Поэтому, если готовитесь к сессии, то не стоит учить по ночам и недосыпать. Лучше хорошенько высыпайтесь, а все самое главное учите с утра.

8. Ассоциации

Чуть выше я уже косвенно затронул ассоциации и ассоциативные ряды. Это очень действенный метод, который доказан не только научно, но и проверен на собственном опыте. У меня очень много запахов ассоциируются с теми или иными людьми, и с событиями, при которых я этот запах впервые почувствовал. Вы же можете использовать свои образы. Например, какие-то названия, картинки, звуки, или те же запахи.
Ассоциации позволяют капнуть глубоко в недра нашей памяти, найти такие уголки, где спрятано самые интересные воспоминания.

9. Здоровое и правильное питание

Здоровое и правильное питание способствует развитию организма, его нормальному функционированию. Поэтому, если вы хотите улучшить свою память, то нужно отказаться от продуктов содержащих химию, Е-добавки, красители, усилители вкусу. Все это блокирует нормальное развитие организма и мозга в том числе.
Употребляйте больше свежих и натуральных продуктов. В первую очередь обратите внимание на те, которые содержат антиоксиданты. Это черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм. Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!
Интересный факт. В последнее время ученые очень осторожно, но регулярно, заявляют, что вегетарианская диета, которая основывается на употреблении свежих овощей и фруктов (до 90% рациона) значительно полезнее нежили обычное питание. Свежие овощи и фрукты, а также злаки и орехи, содержать все необходимые витамины, минералы, быстро перевариваются и легко усваиваются организмом.

Статья в тему:



10. Витамины

Конечно же, без витаминов никуда. Но не стоит думать, что синтетические витамины, которые продаются в аптеках, сильно Вам помогут. Тут, прежде всего, нужно рассчитывать только на натуральные витаминные комплексы. Понимаете о чем я? Да-да, яблоки с бабушкиной деревни, зелень, овощи и фрукты – вот то, что сделает Вас здоровее и сильнее.
Очень много витамином, различных жиров и минералов содержится в бобовых и злаках. Маш, нут, чечевица – лидеры по содержанию белка и незаменимых аминокислот.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!