Выходя таким образом на сторону. Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии. Запятая не нужна

Таким образом Неизм. 1. Таким способом, так. С глаг. несов. и сов. вида: каким образом? таким образом получать, добиваться, выполнять, добиться, выполнить…

Упорный труд, постоянное повышение знаний и мастерства – только таким образом можно добиться успехов в избранной сфере деятельности.

Уже было совсем темно, когда они, разговаривая таким образом, подходили к станице. (Л. Толстой.)

2. Следовательно, итак (выражение, начинающее вывод, заключение).

Кутузов обнаружил себя первоклассным стратегом задолго до Бородина… Таким образом, Бородино является… лишь одним… в цепи великих достижений кутузовского полководческого искусства. (Е. Тарле.)

Поэзия навсегда останется органической функцией счастья человека… и, таким образом, чем больше будет счастья на земле, тем легче будет быть художником. (Б. Пастернак.)


Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "таким образом" в других словарях:

    таким образом - следовательно, отсюда следует, таким родом, итак, из чего следует, этак, стало, следственно, сице, из чего явствует, из этого следует, таким манером, таким побытом, стало быть, получается, таким макаром, эдак, в таком духе, так, значит, выходит,… … Словарь синонимов

    таким образом - вводное выражение и наречное выражение 1. Вводное выражение. То же, что «следовательно, значит». Указывает на связь мыслей, последовательность их изложения. Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах… …

    таким образом - I таки/м образом см. такой; в зн. вводн. словосоч. Следовательно, итак. II таким о/бразом см. образ I; в зн. вводн. словосоч. Так, итак; следовательно. Таким образом, встречу назначили на утро. Таким образом, вы отказываетесь от нашего… … Словарь многих выражений

    таким образом - таки/м о/бразом Вениамин поступил именно таким образом … Правописание трудных наречий

    Таким Образом - нареч. качеств. обстоят. 1. Таким способом; так. 2. Употребляется как вводное словосочетание, подчеркивающее значения итога, результата предшествующего действия и соответствующее сл.: итак. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    таким образом - *цу тайпара … Русско-Ингушский словарь

    таким образом, как я - нареч, кол во синонимов: 4 по моему (23) так же, как я (4) так, как я (4) … Словарь синонимов

    таким образом, как и - предл, кол во синонимов: 1 подобно (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    и таким образом - союз + наречное выражение; союз + вводное выражение 1. Союз + наречное выражение. То же, что «таким способом», «так». Наречие не требует постановки знаков препинания. Пунктуация при союзе зависит от синтаксического строя предложения. Матушка,… … Словарь-справочник по пунктуации

    часть пакета акций, продаваемых в течение определенного времени таким образом, чтобы избежать снижения рыночной цены - Может быть частью программы первичного размещения акций (размещения нового выпуска) или вторичного размещения после предварительной регистрации (shelf registration) … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Книги

  • Секретные планы нацистов Новый порядок для покоренного мира Таким должен был стать мир после победы третьего рейха , Макнаб К.. Как выглядела бы Европа, если бы нацистская Германия одержала победу во Второй мировой войне? Великогерманская империя ("Гроссдойчес Райх"), о создании которой мечтал Гитлер, должна была… Купить за 676 руб
  • 2017 год, или В поисках Веры , Вячеслав Пьецух. Таким образом, в ночь с четверга на пятницу следовало ожидать не вожделенную конституцию и не весомую прибавку к заработной плате, а лютый голод 903-го года, несчастную японскую войну, с…

Выводы:

Социальные сети дали возможность быстрее завести новых друзей, поддерживать связь со старыми, да и покончить наконец-то с надоевшим чувством одиночества. Но прошли года, а одиночество не только искоренилось, но и еще больше проявилось во многих домах. И виной этому стали как раз и популярные социалки.

Вконтакте и Одноклассники – это самые посещаемые социальные сети, в которых каждый имеет от ста друзей и до тысячи, но при этом остается одиноким. Чем больше человек проводит времени на своей интернет-странице, тем больше он ощущает некоторую отрезанность от своих виртуальных друзей. Психологи говорят, что причиной этому становится повседневное наблюдение за успехом других в интернете. И хотя социальные сети и позволяют выставлять на всеобщее обозрение свою полную информацию, включая и контактные телефоны, но общение между «друзьями» все же остается достаточно поверхностным и сухим. Те, которые раньше ежедневно созванивались с близкими и родными, теперь поняли, что общение через социалку отнимает намного меньше времени. И поэтому ограничиваются парочкой сухих фраз в интернете пару раз на неделю.

Еще одна причина одиночества в сети – это постоянное сравнивание себя со своими знакомыми, бывшими однокурсниками или коллегами. Как правило, в социальные сети выкладывают только самые удачные фотографии и пишут только положительные статусы, что заставляет думать, что у других жизнь более насыщенная и красочная. Отсюда и возникает чувство ущербности, никчемности, а также сильная зависть.



Одиночество – это довольно распространенная форма существования в тех странах, где особо ценятся родственные контакты. Именно здесь социальные сети имеют намного больше поклонников, но чувство вовлечения в общество, которое они дают, зачастую ложное и оно особо обостряет одиночество на такие праздники как: Новый год и Рождество.

Итак, после проведенного исследования можно сделать следующие выводы: существует разница в особенностях межличностного отношений в социальных сетях уровне одиночества. Испытуемые с экстремальным не склонным к патологии типом общения нерешительны, замкнуты, в отношении с людьми зажаты, опасаются новых знакомств. Они характеризуются неуверенностью, чувствуют свое одиночество, кроме этого они тревожны, депрессивны, подвержены настроению, полны страхов, легко впадают в растерянность. Кроме этого для них привычно низкое самочувствие и настроение.

Анализируя данные, можно отметить, что для испытуемых с экстремальным типом общения, характерен высокий уровень по шкале тревоги, т.е. они недовольны той ситуацией, которая не позволяет им выполнять требования и достигать того, чего они хотят. В целом, очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам. Кроме этого, для них характерна нетерпеливость, раздражительность, они склонны к озабоченности и огорчениям, очень часто откладывают решение сложных вопросов. Они зависимы, обладают мягкосердечным характером, дают волю чувствам, легко впадают в смятение.

Приложения

Результаты диагностики по методике Межличностные отношения Лири
I II III IV V VI VII VIII Доминирование Дружелюбие
Авторитарный Эгоистичный Агрессивный Подозрительный Подчиняемый Зависимый Дружелюбный Альтруистический
-2
9,2 2,8
6,1 3,3
-2,1 5,4
-7,4 4,7
-6 9,9
3,2 7,8
-5,3 8,1
6,4 9,2
-6,8
4,3 10,2
3,2 9,6
-6,4 4,3
4,6 8,4
6.4 10,9
2,4 4,9
-6,8 9,3
4,2
3,6 9,2
-4,2 3,7
6,8 3,2
7,3 9,3
6,8 3,4
-1.6 11,4
12,3
-5,1 8,9
1,9 5.6
-2,6 4,3
3,1 9,1

Расчет U-критерия Манна-Уитни по параметру доминирование

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
0.2 8.5
-4.7 5.3
-4.8 -1.6
4.1 -6.5
1.7 1.4
1.5 -3.1
4.4 -4.1
-5.9 3.6
0.4 1.3
5.1
-0.9 -1.4
7.1
2.8 6.8
2.3
-1.2
Суммы:

Результат: UЭмп = 90: Критические значения

UКр
p≤0.01 p≤0.05

Расчет U-критерия Манна-Уитни по параметру дружелюбие

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
10.4 22.5 3.9 5.5
10.3 20.5 1.9
11.2 26.5 4.7
9.2 2.5
9.7 18.5 6.4
8.7 7.3 11.5
9.7 18.5 7.3 11.5
10.4 22.5 8.4
10.3 20.5 4.9
10.5
12.1
9.6
11.2 26.5 3.4
5.3
3.9 5.5
Суммы:

Результат: UЭмп = 10. Критические значения:

UКр
p≤0.01 p≤0.05

Вводные слова часто вызывают сомнения в том, нужна ли при них запятая и в каком месте она ставится. Этим же объясняется и вопрос, при словах «таким образом» запятая ставится или нет. Ответ на этот вопрос зависит от того, вводные это слова или нет, а также от того, что стоит до или после этого сочетания.

«Таким образом» выделяется запятыми

С двух сторон

Если это сочетание – вводное слово, то запятая нужна.

  • Ранним утром, таким образом, подозреваемый никак не мог оказаться в центре города.
  • Решение этого вопроса, таким образом, лежит за пределами моей компетенции.

После фразы

1. Со слов «таким образом» часто начинается фраза, так как это вводное слово указывает на некий вывод, итог прежде сказанного. Так что на вопрос, «таким образом» выделяется запятыми или нет в начале предложения, надо ответить утвердительно, хотя запятая, естественно, ставится только после этих слов.

  • Таким образом, мы неопровержимо доказали, что эти треугольники подобны.
  • Таким образом, я могу сделать вывод о благотворном влиянии нового препарата на состояние пациента.

2. Только после «таким образом», но не перед ним ставится запятая, если этому сочетанию предшествует союз «и» или «а». То есть запятая при необходимости ставится перед союзом, а потом уже после вводного слова.

Запятая не нужна

Слова «таким образом» могут быть и не вводными, а обычным обстоятельством со значением «так», «таким способом». Запятая в этом случае не ставится.

  • Он ухватился за веревку, стал перебирать по ней обеими руками и таким образом выбрался из воды.
  • Украшенный таким образом лист можно использовать для поздравительного письма.

В статье описано, как правильно писать словосочетание в предложениях — таким образом. Когда наречие выделяется знаками препинания, а когда — нет.

Русская грамматика имеет ряд особенностей. Есть правила, которые сложно понять или свести к какой-то определенной последовательности. К ним можно отнести — правописание наречий. Они гласят, что вводные слова в предложениях следует выделять знаками препинания, а точнее запятыми. Но возникают трудности с написанием вводных слов. Ведь таковыми они считаются не всегда. Словосочетание ТАКИМ ОБРАЗОМ может быть, как вводным, так и нет. Далее подробней остановимся на этом вопросе.

ТАКИМ ОБРАЗОМ: вводное слово или нет?

Выражение может употребляться в качестве вводного словосочетания. В таком случае ТАКИМ ОБРАЗОМ — не выступает в качестве члена предложения. Этими словами оформляется в текстах порядок изложения, связь между словами.

Примеры предложений :

  • Таким образом, в темноте мы были в безопасности, она скрывала нас от лишних глаз.
  • Воздух в лесу обладает целебными свойствами благодаря не загазованности, таким образом, после прогулки по лесным тропкам человек испытывает улучшение самочувствия, бодрость.

Нужно ли ставить запятую после вводного словосочетания ТАКИМ ОБРАЗОМ в начале и середине предложения?

Вводное словосочетание ТАКИМ ОБРАЗОМ выделяют запятыми, реже тире, если фраза является выводом. Точнее она подытоживает все выше сказанное в тексте.

Данное выражение обособляют знаками препинания и в начале словосочетания, и в середине. Независимо от расположения фразы.

Примеры :

  • Таким образом — на молочные продукты необходимо иметь декларацию. Это выражение подводит итог.
  • Мы, таким образом, подводим итог — невыгодно покупать изделия у этого перекупщика. Словосочетание является выводом.
  • Таким образом, она уравняла себя с остальными. Здесь фраза выступает следствием, какого-то действия.

Вводное словосочетание ТАКИМ ОБРАЗОМ в начале и середине предложения: примеры

Примеры :

  • Таким образом, Сергей Петрович передумал ехать на совещание.
  • Светлана, таким образом, хотела показать свое «я».
  • Таким образом, если все рассуждения свести на нет, то останется голая правда.
  • Таким образом, все планы по захвату были выполнены.


Когда ТАКИМ ОБРАЗОМ — является вводным, а когда — нет?

ТАКИМ ОБРАЗОМ — выделяют запятыми, если фраза употребляется в значении:

  • следовательно
  • собственно.

В каких случаях словосочетание ТАКИМ ОБРАЗОМ выделяется запятыми, а в каких нет?

Если фраза обозначает последовательность измышлений, подводит итог, то выделяется знаками препинания.

Примеры :

  • Что же, таким образом, вы придумали?
  • Таким образом, я думаю, необходимо подвести черту и сделать заключение.
  • Таким образом, вредно пить растворимый кофе на голодный желудок.

Если же словосочетание применяют в тексте, как член предложения либо в значении фраз: ТАКИМ СПОСОБОМ, ВОТ ТАК, то знаки препинания не нужны.

  • Таким образом вы все поставленные цели выполнили.
  • Измельченные таким образом растения исчезли внутри устройства.
  • Таким образом Сергей передвинул шифоньер на другую сторону комнаты.
  • Таким образом документальное подтверждение было опровергнуто.


Вводное слово Таким образом — пример написания

Именно из-за того, что многие забывают правила грамматики по написанию вводных словосочетаний, на экзаменах учащиеся делают множество ошибок. Либо ставят лишние знаки препинания, или же вообще забывают выделять вводные фразы. Таким образом, оценки за работы снижаются, и проходные баллы для поступления в Высшие Учебные Заведения оставляют желать лучшего. Чтобы такого не происходило, нужно тщательно подготовиться к предстоящей аттестации. Немного повторить правила.



ВАЖНО : Что интересно, несмотря на все написанное, даже у данных правил существуют исключения. К тому же, что в наше время все чаще используют вольности в написании многих литературных текстов. Авторы произведений очень часто отступают от общепринятых мерок, не так строго относятся к пунктуации и даже орфографии.

Видео: Вводные слова, как писать?

8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения.

Потому что для познания недостаточно одних только ощущений и элементарной умственной деятельности, ведь, сознанию необходимо собрать ощущения, сравнить их между собой, провести различия, классифицировать, обнаружить скрытое, не являющееся в ощущениях, содержание, и т.д., то есть без теоретического мышления не обойтись.

9. Однако критерием истинности работы сознания должно оставаться чувственное впечатление, что остается задачей антропологии и физиологии, но не только их одних, поскольку чувственные данные следует подвергать методам сбора и анализа высшего порядка, то есть, привлекать естествознание.

Таким образом, на этом антропологическом подходе, то есть через природу и сущность человека, возможно познание любого объекта или сферы действительности.

Примером антропологического подхода Фейербаха к исследуемой проблеме можно взять рассмотрение имсущности религии :

1. Антропология должна исходить из того, что единственной реальностью являются ощущения человека, и, следовательно, персонажи религий, как не ощущаемые органами чувств, являются продуктом человеческого воображения и не более того.

2. Откуда же тогда берутся религиозные воззрения? Они проистекают, как сказано выше, из воображения человека, но само воображение человека – это продукт его человеческой природы, и, следовательно, сама религия тоже должна быть не чем иным, как порождением человеческой природы.

3. Таким образом, не боги создали людей, а люди создали богов своим воображением, присущим человеческой природе. Следовательно, если рассмотреть характер религий, то боги – это то, чем человек хотел бы стать, но не может .

Каждый человек стремится к счастью, но действительность создает этому множество препятствий, которые человек бессилен преодолеть. Создавая бога, человек стремится устранить противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть по его пониманию. Поэтому он наделяет бога могуществом и возможностями, которыми не владеет сам, олицетворяя в этом свою мечту о преодолении непреодолимых препятствий к счастью.

4. Следовательно, мы видим в этом процессе мечту о реализации лучших устремлений человека, которые, в свою очередь, являются продуктом самого лучшего, что есть в его душе. Таким образом, человек пытается реализовать в боге не только свои лучшие мечты, но и свои самые лучшие духовные качества, то есть онотчуждает этолучшее от себя и наделяет его самостоятельной силой, иллюзией независимости от себя и природы.



5. Но на самом деле существуют только человек и природа, и человек, как вершина природы, должен это осознать и вместо отчуждения лучшего из себя в иллюзорные божественные сущности, направить это лучшее на других людей. Вместо того чтобы любить какого-то выдуманного бога и поклоняться ему, следует любить и поклоняться человеку и жить по принципу «человек человеку – Бог».

Основные термины

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о сущности человека.

ВООБРАЖЕНИЕ – создание мысленных представлений.

МАТЕРИЯ

ОЩУЩЕНИЕ – .

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

РЕЛИГИЯ – мировоззрение и система культов, исходящие из существования высших человеку сил или сущностей.

ФИЗИОЛОГИЯ – наука о жизнедеятельности организмов.


12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.
Общественный прогресс и его критерии.



Марксизм это диалектико -материалистическая философия , основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философиядля применения в реальной политике . Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир.

Изменение мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом, критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной философии, а именно революционная практика, которая своими успехами в политических реалиях историидолжна подтверждать теоретические выкладки марксизма .

Сама же эта революционная практика должна по марксизмуосуществляться деятельностью масс, а именнопролетариатом , интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели – изменения мира.

В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году , они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.

Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждаетпервичность материи и вторичность сознания . Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.

С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Вся человеческая история , исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов . Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире .

Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.

Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.

Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.

В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философииуже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма , которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическо е понимани е истории в форме учения исторического материализма .

Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:

1.Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

2.Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений.

3.Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.

4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья?

5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства,лежит развитие производительных сил.

Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций :

первобытнообщинная ,

рабовладельческая ,

феодальная ,

капиталистическая ,

коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм).

При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса .

Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего квысшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.

Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.

А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).

И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.

Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.

Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.

Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются: 1.Развитие науки и техники. 2.Темпы роста производства, производительности труда. 3.Степень свободы человека от природы в повседневной жизни. 4.Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства. 5.Уровень демократизации общественной жизни. 6.Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека. 7.Увеличение человеческого счастья и добра. Основные термины

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса, устанавливаемая в результате революции, и объявляющая право на использование силы для подавления противодействия этому других классов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором основной собственностью является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССЫ (марксизм) – большие группы людей, различающиеся способами получения доли общественного богатства и размерами этой доли.

КОММУНИЗМ – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

КРИТЕРИЙ – признак, по которому что-либо считается истинным.

МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.

МАТЕРИАЛИЗМ – течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – поступательное развитие теоретического научного знания, характеризующееся эффективной практической реализацией в технике.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – постепенное культурное и социальное развитие человечества.

ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ – бесклассовое человеческое общество до появления частной собственности и государства.

ПОЛИТИКА – деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.

ПРОГРЕСС – развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному в своей организации.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – количество материального продукта, создаваемого за единицу времени.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – применяемые в производстве орудия труда, технологии, транспорт, помещения, предметы труда и т.д., и люди, как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства.

ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – процесс создания материальных благ.

ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.

ПРОПАГАНДА – распространение идей для формирования у масс определенных политических взглядов.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически сложившийся способ добывания материальных благ.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.


13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители. Возникшая в 30-40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма поставила задачу и предложила метод получения позитивного (хорошего, правильного)научного знания о мире . Суть этогометода состояла в том, чтобы отказаться от традиционной философии , как средства познания, и создать новую философию, которую они называли «позитивная синтетическая философия». По своему назначению эта синтетическая философия должна была собрать в себе и обобщить в единую систему все достижения отдельных наук природоведческого типа.Основателем позитивизма и разработчиком его принципиальных положений был Огюст КОНТ , который декларировал следующее:1. Современное знание находится в критическом состоянии анархии, потому что знания, достигнутые естественными и общественными науками разрозненны, спорны, противоречивы и не составляют единой системы однозначно понимаемых данных . Всё это является результатом того, что, и богословие (теология), и традиционная философия (метафизика), не справились с задачей объединения совокупности научных знаний в единую и научно достоверную систему. А не справились они с этим потому, что они сами (теология и метафизика) не носят характера достоверных научных дисциплин .2. Таким образом, поскольку богословие и традиционная философия оказались практически бесполезными, то от них следует отказаться, а вместо нихсоздать новую систему объединения научных знаний , которая, с одной стороны, сохранила бы в себе всеобъемлющий характер теологии и философии, но, с другой стороны приобрела бы характер точной науки.Таким образом, эта новая система объединения научных знаний должна быть, с одной стороны, философией, но, с другой стороны – точной наукой. Это есть её главное отличие от обычной умозрительной философии, и подчеркивается это отличие её названием – «позитивная философия».Из названия следует, что это есть философия, дающая позитивное (правильное) знание, в отличие от традиционной философии, не дающей правильного знания.3. Для того чтобы новая позитивная философия имела характер точной науки, она должна основываться только на научных фактах , поскольку только научные факты являются позитивными данными. В соответствии с этим требованием позитивная философия должна полностью отказаться от умозрительных суждений с помощью метафизических категорий, не привязанных к конкретным практическим процессам и явлениям.Следовательно, позитивная философия вообще не должна иметь никакого своего собственного содержания, потому что собственное содержание любой философии проистекает из теоретических рассуждений и не является строго научным.Следовательно, всё содержание позитивной философии, если мы хотим сделать его научным, должно приходить в неё только из наукии формироваться только конкретными результатами достижений отдельных специальных наук.Таким образом, мы теперь можем определитьпредмет изучения новой позитивной философиидостижения специальных наук. 4. Однако задача новой позитивной философии состоит не в том, чтобы просто изучать достижения специальных наук, а в том, чтобы свести воедино отдельные результаты этихнаук в цельную научную систему знаний .То есть речь идет в данном случае о синтезе достижений отдельных наук, который должна произвести позитивная философия, и, таким образом,позитивная философия по своим задачам есть не просто научная, но и синтетическая философия .5. Однако для синтеза достижений отдельных наук в единую научно достоверную систему знаний потребуется тщательный анализ содержания этих научных достижений. То есть, возникнет ситуация, когда к научному содержанию позитивной синтетической философии должно добавиться еще нечто, что подвергнет опасности её научный характер. И вот почему:научность базового содержания позитивной синтетической философии образуется сама собой из того, что в это содержание попадают только и только результаты научных работ. А вот научность анализа этих результатов уже ничем не обеспечивается, поскольку традиционный философский анализ грешит абстрактностью и свободой получения ничего не значащих, с научной точки зрений, выводов.Поэтому, если позитивная философия хочет отличаться от традиционной философии именно тем, что она есть и философия, и точная наука сразу, то, в соответствии с этим, она должна сузить приемы своей работы до применения только научных методов анализа, и полностью отказаться от любых методов анализа, принятых в традиционной философии.6. Таким образом, синтетическая философия должна заниматься только синтезом конкретных достижений отдельных наук , и не заниматься никакими абстрактными проблемами, такими, например, как: материализм или идеализм, истинное и не истинное бытие, причины и сущность явлений, общее и единичное и т.д. Вместо этих бесполезных попыток объяснять мир, синтетическая философия должна заниматься только установлением связи между отдельными науками.Для этого она должна:– содержательно исследовать их достижения,– вывести окончательное решение об их достоверности,– оценить их практическую значимость и– определить им место в обобщенной научной картине мира .7. При этом важно, чтобы и сама наука, в свою очередь, не пыталась выдвигать претензии на раскрытие причин мировых явлений или претендовать на проникновение в их сущность. Наука должна лишь нейтрально описывать явления, анализировать статистику их повторяемости и формулировать на этой основе законы.То есть наука не должна ставить задачу объяснения «почему» происходит то или иное наблюдаемое явление, поскольку единственной задачей науки является описание того, «как» происходит это явление.А из этого следует, что основным методом позитивного научного познания является феноменологический метод, то есть метод, в котором только описательно обобщаются результаты научных наблюдений или экспериментов без каких-либо попыток их толкования или объяснения .И единственно доступным объектом научного познания, таким образом, может быть только явление (феномен), доступное реальному опыту из наблюдения или эксперимента. Концепцией позитивизмаКонт задал тенденцию на разделение философских и научных методов познания, обозначил проблему специфики научного знания, и заложил, тем самым, основы философии науки. В дальнейшем к позициям позитивизма примыкали, хотя и расходились существенно с ним в деталях, Джон Милль и Герберт Спенсер.ДЖОН МИЛЛЬ попытался разработать единую методологическую основу для всех наук: 1. Поскольку всё наше знание проистекает из опыта, а опыт основан на ощущениях, то основу позитивной философии должна составлять психология, которая лучше всего разбирается в человеческих ощущениях.Таким образом, предметом позитивной философии является психология человека, поскольку именно психология должна найти и понять законы, по которым возникают и группируются чувства. Ведь именно из этих чувств формируются эмпирические ощущения (опыт), на базе которых возникают научные представления и понятия.В итоге задачу психологии следует свести к тому, чтобы определять реальность наших научных представлений и понятий. Ведь, если какое-то представление или какое-то понятие не проистекает из согласованного с реальными фактами чувственного опыта, то это представление или понятие ложное и не должно составлять научного знания.2. Таким образом, психология должна для науки отсеивать реальные знания от недостоверных знаний, поскольку именно психология способна определять соответствие наших ощущений реальному опыту.Однако далее, на следующем этапе в научного познания, придется свести полученные чувственным опытом знания к научным понятиям, что для психологии уже не под силу. Здесь, на этой стадии научного познания, формированием научных понятий из чувственного опыта должен заниматься уже разум.А когда разум начнет формировать научные понятия из чувственного опыта, то ему потребуется определенная теория доказательств, которая на базе логики могла бы устанавливать для него ясные и несомненные правила для различения верных и не верных умозаключений, выводимых из опыта.3. В качестве такой теории доказательств предлагается индукция, основанная на четырех правилах-методах, позволяющих определять истинную причину того или иного явления в полном согласии с реальным опытом:I. Метод сходства , который работает следующим образом:допустим, что мы наблюдаем постоянное возникновение явления d и хотим знать истинную причину этого возникновения. Из наблюдений нам также известно, что d всегда появлялось после трёх различных предшествующих этому обстоятельств: АВС, BMT и POB. Нам совершенно ясно, что причина появления d находится в составе всех трёх предшествующих возникновению d обстоятельств. Но где именно и что именно? Эти три, предшествующие появлению d обстоятельства, сложны по своему составу и содержат в себе различные элементы: А, В, С, М, Т, Р и О. Следовательно, причиной d может быть любой из этих элементов. Так какой же? Нетрудно заметить, что внешним сходством всех предшествующих обстоятельств является то, что все они вызывают появление d, а внутренним сходством их структур (АВС, BMT и POB) является наличие в каждом из них элемента В. Следовательно, исходно достоверным и сразу же бесспорно истинным умозаключением здесь будет положение о том, что В уж точно является причиной d, поскольку В является признаком сходства всех трёх обстоятельств, предшествующих появлению d. Если есть АВС, то появляется dЕсли есть BMT, то появляется dЕсли есть POB, то появляется d Следовательно, именно B точно является причиной появления d II. Метод различия , который работает следующим образом:допустим, нами замечено, что после одних обстоятельств явление d появляется, а после других – не появляется. Так, например, если складываются обстоятельства АВСМ, то d после них всегда появляется, а если складываются обстоятельства АВС, то d после них не появляется никогда. Нетрудно заметить, что наблюдения дали нам две различных ситуации – АВСМ и АВС, одна из которых содержит причину появления d (АВСМ), а другая не содержит (АВС). Различие внешних последствий этих ситуаций (появление или не появление d) выражается различием их внутренней структуры – наличием или отсутствием в их составе элемента М, и, следовательно, совершенно истинным будет умозаключение, что причиной появления d является М. Если есть ABCM, то d появляетсяЕсли ABC есть, но М отсутствует, то d не появляется Следовательно, M является причиной появления d III. Метод сопутствующих изменений , который работает следующим образом:допустим, что из наблюдений нам известно: обстоятельство АВС всегда вызывает появление d. В дальнейшем, из опыта наблюдений мы замечаем, что явление d периодически переходит в свои различные изменённые состояния: d1, d2 и d3. В чем же причина этих изменений d? На основании наблюдений мы замечаем, что измененному состоянию d1 всегда предшествует изменение обстоятельства АВС в состояние АВС1; измененному состоянию d2 предшествует изменение обстоятельства АВС в состояние АВС2, и, соответственно, для d3 – изменение АВС в состояние АВС3. Налицо ситуация, когда различным измененным состояниям d сопутствуют соответствующие изменения элемента С. Следовательно, причиной изменения d являются изменения С. Если есть АВС, то в итоге появляется dЕсли складывается ABC1, то d изменяется в d1Если складывается ABC2, то d изменяется в d2Если складывается ABC3, то d изменяется в d3 Следовательно, изменения C являются причиной изменения d IV. Метод остатков , который работает следующим образом:допустим, у нас есть наблюдаемый факт, что обстоятельство АВС всегда вызывает появление duz. Из опыта прошлых наблюдений мы знаем, что причиной появления d всегда является А, а причиной появления u всегда является В. Следовательно, для появления z должно быть еще что-то, кроме А и В, поскольку z не вызвано ими, так как они вызывают собою соответственно, только d и u. Таким образом, абсолютно бесспорным умозаключением здесь должно быть то, что для появления z в реальности должно существовать еще и некое С, которое и есть несомненная причина его возникновения. A всегда причина появления dB всегда причина появления u Следовательно, если есть duz, то его причиной должно быть АВС, так как для появления z необходимо С. Таким образом, полагал Милль, данная система может стать основой для единой методологии наук, обеспечивающей получение достоверных научных знаний, проистекающих из достоверного опыта.ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР исходил из того, что:1. Наука не способна давать достоверных знаний, поскольку научное знание добывается из опыта, а опыт проистекает из физических чувств человека. И при этом получается, что:– каждый опыт ограничен характером физических чувств человека, и нет никаких оснований говорить о том, что характер этих чувств способен передавать характеристики действительности таковыми, каковы они есть на самом деле. То есть, на что способны физические чувства, то мы и получаем из опыта, а совсем не то, что есть на самом деле в действительности;– каждый опыт ограничен составом физических чувств человека , и нет никаких оснований предполагать, что состав этих чувств полностью раскрывает все стороны действительности. То есть, что способны воспринимать физические чувства, то мы и находим в действительности, и нет никаких оснований говорить о том, что мы находим в действительности всё, что там есть.Таким образом, любое знание об опытном мире всегда определяется совсем не тем, что представляет из себя на самом деле «вещь в себе», а определяется только тем, как и какие ощущения создают для нас чувственное явление этой вещи.2. Но и философия также не способна давать достоверные знания, поскольку философии от науки отличается не качественно, а только количественно .Ведь всё отличие философии от науки состоит лишь в способности к более высокой степени обобщения научных данных и в способности выводить из них законы. Но это качественно ничего не меняет, поскольку научные данные получены из опыта и, следовательно, они недостоверны изначально.3. Таким образом, признав, что и философия, и наука дают нам сомнительное знание лишь о какой-то части действительности, мы должны признать и то, что мир для человека делится на две реальности:Непознаваемое, то есть суть вещей, недоступная ни науке, ни философии;– Познаваемое, то есть явления вещей, данные нам в наших ощущениях.4. Теперь посмотрим, как нам дано Познаваемое. Оно дано нам в ощущениях физических чувств, но следует сразу же отметить, что это не разрозненные ощущения, а некий взаимосвязанный комплекс ощущений.Кроме того, этот комплекс ощущений представляет собою сплошной поток восприятий, то есть абсолютно непрерывный поток ощущений, образующий для нас Познаваемое.Но, если есть некий непрерывный поток восприятия Познаваемого, то, как у любого потока, у этого потока также должен существовать некий источник, из которого он проистекает. Но мы не видим никакого источника, мы видим только Познаваемое, которое непрерывно является нам в комплексе наших ощущений .Так из чего же проистекает Познаваемое? Познаваемое для нас проистекает из Непознаваемого, потому что: – во-первых, если этот источник нам неведом и нами не видим , то, естественно, он нами не познаваем, и, следовательно, Познаваемое проистекает из Непознаваемого;– во-вторых, Познаваемое – реально, поскольку реальны наши ощущения. Сколь бы не были неполны или сомнительны наши ощущения, но они реальны, и, следовательно, подчеркнем еще раз, Познаваемое – реально. А поскольку Познаваемое реально, то источник его происхождения также должен быть реальностью. А в мире, как мы определили выше, есть только две реальности – Познаваемое и Непознаваемое. Таким образом, если у нас есть реальное Познаваемое, то его реальным источником, если он неизвестен, может быть только Непознаваемое, ибо третьей реальности для этого вообще нет. 5. Таким образом, если Познаваемое (данное в ощущениях) началось и непрерывно разворачивается из Непознаваемого, то Непознаваемое является причиной Познаваемого и, следовательно, всё, что мы можем познать, является лишь следствием некоей Непознаваемой Причины, то есть – знанием не о самой сути вещей, а лишь об их явлениях.А поэтомузадача позитивных наук состоит в том, чтобы отвечать на вопрос: «Как устроен этот мир?», но никогда не пытаться отвечать на вопрос: «Почему мир устроен именно так»? Чтобы ответить на вопрос «почему мир устроен именно так», надо познать Непознаваемое, чего никогда не сможет, ни наука, ни философия .Спенсер создал теоретическую базу для возможности слияния научного и религиозного мировоззрений, поскольку по итогу его рассуждений религия и наука должны методологически сойтись на признании в мире некоей исходной для этого мира Непознаваемой Причины.Затем наступила вторая историческая форма позитивизма МАХИЗМ (основатель Эрнст Мах) и ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (основатель Рихард Авенариус).На стадии махизма и эмпириокритицизмацентральной задачей позитивизма стало создание «чисто описательной науки». Добиваться этого предполагалось по следующим направлениям:1. Во-первых, для создания чисто описательной науки следует исключить из задач философии все проблемы, которые носят слишком метафизический характер, то есть слишком оторваны от конкретного опыта. Это такие проблемы, как природа познания, взаимодействие субъекта и объекта, смысл и характер категорий «вещь», «субстанция», «причина», проблемы взаимоотношений духовного и природного и т. д.2. Во-вторых, для создания чисто описательной науки следует сориентировать себя на то, что предметом философии, то есть объектом ее изучения, должно стать не построение синтеза из выводов всех наук, атеория научного познания, основанная на принципе «экономии мышления». Что это означает? Это означает, что в человеческой природе заложено чисто биологическое раздражение на ситуацию какого-либо незнания или на присутствие чего-либо неизвестного. В человеке существует некая биологическая потребность удовлетворить своё любопытство или определиться с назначением и сутью чего-то, о чем он не знает, или знает недостаточно.Вот именно в пределах биологических побуждений и должен оставаться разум при осмыслении научных фактов. Это означает, что при описании данных научного опыта интеллект должен затрачивать минимум усилий для теоретизирования, оставаясь строго в рамках задач биологического стремления приспособиться к новому факту, успокоить биологическое возбуждение и не больше. 3. Что дает нам принцип «экономии мышления»? Из принципа экономии мышления исходит сама генеральная задача получения позитивного научного познания – ограничить науку описательными функциями при полном отказе от любых объяснительных функций.4. Таким образом, позитивное научное познание должно вполне обойтись не только без категорий, оторванных от опыта (слишком метафизических), но и без категорий, призванных объяснять опыт (хоть сколько-нибудь метафизических), благодаря чему оно может вырабатывать опытно-естественное знание о мире без таких спекулятивных теоретических понятий, как «причинность», «материальное», «идеальное», «субстанция», «структура» и т.д. Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку объяснительных функций и доказать непригодность для позитивного научного знания задач и методов традиционной философии.Однако вторая форма позитивизма, эмпириокритицизм, изменила предмет позитивной философии, сфокусировав его не на синтезе достижений отдельных наук, а на теории научного познания, что явилось началом формирования философии науки. Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начался с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм иногда называется аналитической философией (См. билет 15.) или логическим позитивизмом, поскольку его отличительной особенностью является применение аппарата математической логики. Основные термины

АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.

БОГОСЛОВИЕ – система теоретического знания о Боге.

ВЕЩЬ В СЕБЕ – вещь, существующая в своём природном виде без мысленного образа о себе.

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.

МАХИЗМ – философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.

МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ – логическая организация какой-либо деятельности.

НАУКА – система познания, основанная на логической организации содержания знания и на строгой форме его представления.

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

НАУЧНЫЙ ФАКТ – факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

ОПЫТ – процесс и результат чувственного получения знания о действительности.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека.

ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и только научными методами анализа.

ПОЗИТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ – система формирования научного знания, претендующая на соединение в себе характеристик философии и точной науки.

ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ – правильное (хорошее) знание.

СИНТЕЗ (научный метод) – метод познания, состоящий в системном соединении смысловых составляющих объекта или его отношений в одно целое.

СИНТЕЗ (общее понятие) – соединение частей, элементов в единое целое.

СИНТЕЗ (процесс мышления) – способ рассуждения, конструирующий новое знание о целом из объединения его частей.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – система формирования научного знания, призванная свести достижения отдельных специальных наук в единое, логически увязанное целое.

ТЕНДЕНЦИЯ – направленность в развитии.

ТЕОЛОГИЯ – религиозная философия.

ТОЧНАЯ НАУКА – наука, основывающаяся на количественном измерении и на статистическом описании изучаемых объектов.

УМОЗРИТЕЛЬНОЕ – нечто, реально существующее в мышлении, но лишь предполагаемо существующее в опыте.

ФЕНОМЕН – явление, постигаемое чувственным опытом, ощущениями.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философский принцип, согласно которому объектом познания признаются лишь феномены, то есть объекты чувственного опыта.

ФИЛОСОФИИ НАУКИ – философия, изучающая науку, как систему развития научного знания и как форму познавательной деятельности человека.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – философская система, которая стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики.

ЭМПИРИЯ – область отношений человека с действительностью, определяемая чувственным опытом.

ЯВЛЕНИЕ – внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Трудности

Иногда теория доказательств Милля понимается как универсальный метод проверки деятельности мышления. Но при первых же попытках универсально применять четыре индуктивных метода Милля к процессам мысли, происходит много казусов. Эти казусы не имеют к Миллю никакого отношения. Потому что система его логически необходимых суждений применительна только лишь для специальной по назначению проверки – для проверки умозаключений на соответствие наблюдаемому опыту. Если об этом помнить, то путаницы никогда не будет. Итак, запомним,

методы Милля предназначены для сличения результатов мышления с данными опыта и более ни для чего другого.


14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.
Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – философия, которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само переживание человеком своего существования.

Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции – ощущения человеком своего живого присутствия в мире и в отношениях с миром .

Поскольку экзистенция есть непосредственная данность, то её основная особенность, в таком случае – это не выводимость из каких-либо объективных причин (биологических, физиологических, духовных, бессознательных и т.д.), и не сводимость к ним.

Вследствие этого экзистенция рационально не познаваема никакими рациональными средствами (ни наукой, ни философией) и также ни в каком виде не объективируема (не может быть представлена в виде объекта познания): ни в практическом (в виде предметов или физических объектов), ни в теоретическом (в виде идей или рассудочных моделей). И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях пограничной ситуации (перед лицом смерти) человек может прозреть и постичь экзистенцию , как стержень своего существа и как способ своего существования.

Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер , Сартр , Камю ) и религиозный (Ясперс ).

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР полагал, что:

1.Поскольку экзистенция есть осознание человеком своей конечности, временности, то основной характеристикой бытия является время . Следовательно, бытие нельзя рассматривать как нечто вневременное, оно в своих характеристиках полностью определяется главной своей существенной характеристикой – временем. Но поскольку подлинное бытие – это экзистенция, то есть нечто, обязательно соотносимое с человеком, то и подлинное время должно соотноситься с человеком.

Таким образом:

подлинное время – это время, соотносимое с человеком , время, которое человек психологически переживает («первоначальное время»), а

не подлинное время – это время, не соотносимое с человеком , то есть объективное, физическое время, которое не переживает человек и, следовательно, которого не содержит экзистенция человека(«производное время»).

2. Таким образом, если время – это основная характеристика человеческого бытия, и если время может быть подлинным и не подлинным, то и само человеческое бытие может быть также подлинным, и неподлинным.

В таком случае:

подлинное бытие содержит в себе подлинное время, то есть внутреннее переживание человеком своего будущего, а

– неподлинное бытие остается замершим в неподлинном физическом времени настоящего.

3.Итак, подлинное бытие – это внутреннее переживание человеком своего будущего .

Но внутреннее переживание человеком будущего есть не что иное, какстрах смерти , осознание человеком своей конечности. Следовательно, чтобы постичь подлинное бытие и его смысл, человек должен осознать свою смертность,чувствовать себя постоянно перед лицом смерти, и тогда он будет в состоянии увидеть значимость каждого момента жизни и освободится от скрывающих истину нагроможденных целей повседневной жизни.

Но познать бытие дальше его смысла, познать само бытие как таковое, то есть экзистенцию, возможно только в момент смерти , когда человек психическим усилием особого порядка, недоступного в иные моменты жизни, отстраняется от всего и обращается к самому себе.

Вклад Хайдеггера в экзистенциализм состоит в рассмотрении отношений бытия и времени.

ЖАН ПОЛЬ САРТР полагал, что:

1. Время есть всего лишь свойство переживающей человеческой души. То есть время – это элемент внутренней человеческой реальности, а не внешнего человеку объективного мира.

Человеческая реальность, следовательно, существует во времени, а поскольку время в человеческой реальности создается психикой, то сама психика человека есть явление, существующее до времени, до самой вот этой человеческой реальности, способной переживать и рефлексировать.

2. Таким образом, психика человека существовала некогда в состоянии, не способном переживать и рефлексировать, пока не создала время и не превратилась в нынешнюю рефлексирующую внутреннюю реальность человека.

Но при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что способность к рефлексии – это есть способность осознавать себя и получать опыт своего индивидуального существования. Следовательно, в дорефлексионном состоянии человеческое сознание было неспособно осознавать себя и воспринимать своё индивидуальное существование и, таким образом, не способно было осознавать мир, ибо не было индивидуальным сознанием, то есть сознанием, способным вмещать в себя нечто, что не есть оно само.

Таким образом, сознание создает для человека мир только тогда, когда оно из дорефлексионного, превращается в сознание, имеющее опыт своего индивидуального существования. Таким образом, именно опыт сознания человека и есть та данность, которую невозможно отрицать – экзистенция, ибо, если отрицать эту данность, то человек должен отрицать самого себя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!