Что делает помощник машиниста электровоза. Откровения помощника машиниста о работе, отношениях в коллективе и животных на дороге. Самое приятное в работе

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА. 3

1.Краткое описание. 3

2.История профессии. 3

3.Социальная значимость профессии в обществе. 3

4.Массовость и уникальность профессии. 4

5.Риски профессии. 4

6.Где получить профессию. 4

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ 5

1. Общие положения 5

2. Назначение (освобождение) на должность помощника

машиниста электровоза 5

3. Подготовка помощника машиниста электровоза к самостоятельной

работе в должности помощника машиниста электровоза 6

4. Порядок формирования локомотивных бригад и

организации работы помощников машинистов электровозов 7

5. Обязанности помощника машиниста электровоза 9

6. Права помощника машиниста электровоза 12

7. Ответственность помощника машиниста электровоза 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА.

1.Краткое описание.

Есть такие виды работ, которые в одиночку выполнить нельзя: или же это физически невозможно, или же нужна страховка со стороны кого-то на случай непредвиденных обстоятельств. Вот к таким профессиям относится и машинист. Поскольку эти люди управляют огромными и сложными аппаратами, то им в «подмогу» даётся помощник. Помощник машиниста в основном бывает только на локомотиве или комбайне, в то время как другие машинисты работают сами.

2.История профессии.

Впервые человек с такой специальностью, разумеется, появился, когда появился тот вид техники, которым он помогает управлять. К примеру, первые локомотивы с паровым двигателем начали работать в 30-х годах ХІХ-го века, и обслуживались они командой из машиниста, его помощника и кочегара. Чем совершеннее становилась техника, тем меньше нужно было людей, чтобы ей управлять. Например, на первых зерноуборочных комбайнах работало 3 человека, а с современной техникой может успешно справляться один человек. Сегодня же помощник машиниста, скорее относится только к локомотиву, который вдвоём с машинистом управляет целым железнодорожным составом.

3.Социальная значимость профессии в обществе.

Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом. Думаю и так ясно, какую огромную пользу экономике страны приносит железнодорожный транспорт. Разумеется, локомотивная бригада - это сотрудники, без которых народное хозяйство просто остановится.

4.Массовость и уникальность профессии.

Люди этой профессии работают по всей стране, которая, словно сетями, обвязана железнодорожным полотном. Где проезжает поезд - там и следует искать машиниста с его помощником. Чтобы выполнять такие обязанности, как обслуживание агрегатов локомотива и управление поездом, человек должен дружить с техникой, быть внимательным, помнить правила, иметь отличное зрение и реакцию. Если обстоятельства складываются благоприятно и помощник делает заметный прогресс на работе, то значит, скоро он и сам станет машинистом.

5.Риски профессии.

Работать на тепловозе или электровозе - это не самый безопасный способ заработка на жизнь. Хотя зарплата у членов локомотивной бригады немного выше средней по стране, все же не стоит забывать об опасности, которая подстерегает на рабочем месте. Поезд - это громадная машина с весом в десятки тонн, развивающая немалую скорость. Кроме того, людям этой профессии приходится работать с высоким напряжением, которое присутствует в некоторых агрегатах тепло- и электровоза. Но зато из кабины открывается прекрасный вид на проезжаемую местность.

6.Где получить профессию.

Работать на данной должности может человек, который окончил железнодорожный техникум и прошёл практику от учебного заведения. Дальнейшее образование на своём пути к работе машиниста, помощник получает уже на рабочем месте.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Очень. Тяжелая и физически, и нервное напряжение из-за огромной ответственности очень велико. Последнее решение в любой сложной ситуации принимает машинист; все службы транспорта работают на машиниста – но он конечная инстанция, на которой замыкается процесс движения. И вся ответственность за безопасность пассажиров и груза лежит на нем. Машина ли на переезде осталась, путь ли размыло, вагоны ли не в габарите стоят, бабушка в двух метрах от поезда решила перебежать – машинист должен мгновенно принять меры.

Не бывает рейса, чтоб машинист не испытал какой-то стресс. Мой товарищ Александр Озимков – машинист, ветеран депо Осташков – однажды столкнулся c лесовозом, пытавшимся перед ним проскочить. Он применил экстренное торможение, но сам выскочить не успел – кабину не покинул, а надо понимать, что инстинкт самосохранения ему, как и любому на его месте, подсказывал в первую очередь отскочить к двери, себя спасти, но он, согласно инструкции, сначала затормозил, а потом уже стал вставать. Но не успел, и его так шарахнуло этими бревнами! Тепловоз на дыбы встал, сразу все разбилось и кабину вжало внутрь – его зажало между окном, стенкой кабины и пультом так, что вырезали его автогеном от туда. Скорости 40 км в час было достаточно, чтобы передок тепловоза всмятку – и таких случаев много, машинисты гибнут, порой вот так спасая пассажиров, и никто об этом даже потом не вспомнит... К счастью, Александр каким-то чудесным образом отделался только заболеванием ноги незначительным, но это он в сорочке родился…

Я сам не раз, находясь в кабине машиниста, попадал в подобные ситуации. Однажды, например, между Бологое и Тверью – бросили мешок камней. Поезд Санкт-Петербург – Москва, «Аврора», несемся со скоростью 160 км в час. И вдруг – удар! Шпана бросила с моста – машинист потом сказал, что успел заметить их. Прожектор на ЧС6 был оплетен железной решеткой, но даже при этом лобовое стекло вдребезги разнесло и вся кабина мгновенно наполнилась ледяным холодом – ехали так вот, окоченев, до Москвы – как могли картонкой заделали что-то, на наше счастье – апрель… Повезло нам: поезд ударил мешок прожектором, а мог ведь он упасть и прямо на лобовое стекло…

Добавьте к этому бессонные ночи: обед в 1 час ночи, завтрак в 5 вечера, ужин в 3 утра…

И самое главное: когда сбивают людей они, это всегда травма, даже когда машинист ни в чем не виноват, как чаще всего и бывает, а все равно – с этим жить дальше. Я всегда им говорю – это не ты, это поезд. А они отвечают – да, я все понимаю, но... Тем более ты все это видел, все это на твоих глазах. Почти каждый машинист был в такой ситуации, то есть это буквально часть профессии – если ты машинист, готовься увидеть гибель людей. А помощнику бежать – все это доставать из-под поезда…

Приёмка локомотива.

При приемке локомотива, помощник машиниста обязан убедиться, что локомотив заторможен и не может самопроизвольно прийти в движение. Ознакомиться с записями в бортовом журнале ТУ152, в котором записываются замеченные недостатки и неисправности, выявленные при работе локомотива.

Осмотреть экипажную часть локомотива. Удалить конденсат из главных резервуаров, влагосборников. При осмотре колесных пар обращать внимание на отсутствие ползунов, подрезов гребня, остроконечного наката, трещин и сколов в любой части колеса, оси колесной пары. При осмотре рессорного подвешивания убедиться в отсутствии трещин и изломов в рессорах, пружинах. Проверить целостность резьбовых соединений. Проверить состояние и нагрев на ощупь буксового узла. Болты на крышках должны быть все затянуты и законтрены проволокой. Следов вытекания смазки из-под крышек не должно быть. При необходимости смазать буксовые челюсти.

Проверить исправность тормозного оборудования, звуковых и световых сигналов, освещения, наличие и количества песка, охлаждающей воды, смазки, топлива. Наличие масла в компрессоре, распределительном редукторе, коническом редукторе. При необходимости добавить.

Проверить состояние дизель-генераторной установки. Прежде, чем запускать дизель, необходимо убедиться, что дизель-генераторная установка имеется в тепловозе, и она не разобрана, что все оборудование находится в исправном и комплектном состоянии. Что не производятся какие-либо работы ремонтными бригадами.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

Наличие и исправность инструмента, противопожарного инвентаря, а также наличие обтирочных и смазочных материалов.

Обо всех замечаниях и недостатках доложить машинисту.

После запуска дизеля проверить работу дизель-генераторной установки, обратить внимание на наличие посторонних шумов и повышенной вибрации.

О приемке и сдаче локомотива, локомотивная бригада обязана расписаться в журнале технического состояния локомотива ТУ–152, записать количество сдаваемого топлива и выявленные недостатки и неисправности.

В пути следования.

Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом и его техническому обслуживанию, закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода. Следить за правильностью приготовления маршрута следования.

При следовании на запрещающий сигнал светофора стоя рядом с машинистом периодически напоминать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления воздуха в тормозной магистрали, разрешенную скорость движения. При отсутствии действий со стороны машиниста, самому принять меры для остановки поезда.

Напоминать машинисту об установленных скоростях движения, имеющихся предупреждениях об ограничении скорости. Установленных местах пробы автотормозов.

При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить установленным порядком, передать по радио связи, либо другими возможными способами о происшествии дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, ИСИ, ИДП и других инструкций и указаний.

Выполнять установленный регламент переговоров.

Сдача локомотива.

По окончании работы необходимо заглушить дизель, затормозить локомотив пневматическими и ручными тормозами. Перекрыть кран масляного бака, закрыть жалюзи, отключить рубильник аккумуляторной батареи. Замерить количество топлива и записать результат в журнал ТУ-152. Осмотреть состояние тепловоза: дизель, механические передачи, экипажную часть. Все замеченные недостатки по работе локомотива, также записать в журнал. Убрать дизельное помещение, дизель и кабины от масла и грязи. Закрыть люки, окна, двери.


Регламент переговоров.

При следовании по участку железной дороги или маневровой работе помощник машиниста обязан первым докладывать, а машинист, убедившись в правильности информации, повторять.

Помощник Машинист Действия бригады
Минута готовности перед отправлением со станции.
Выходной сигнал со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону –20 км/час, справка ВУ45 получена. Приборы безопасности и радиостанция включены. ДСП подает сигнал отправления. Понял, выходной со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону – 20 км/час. Тормоза опробованы, справка ВУ45 получена, тормозная магистраль заряжена. ДСП подает сигнал отправления. Машинист подает сигнал отправления, включает два буферных фонаря и прожектор. В окно осматривает состав, если имеются замечания или подаются сигналы остановки – остановить поезд! Помощник в окно смотрит за сигналами проводников и ДСП. Если имеются замечания или подаются сигналы остановки – дать команду машинисту “Остановка!”
В пути следования на ст. Юный, Озерная.
Первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Понял, первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Машинист производит пробу тормозов, считает тормозной путь, и после отпуска тормозов сообщает длину тормозного пути.
Тормозной путь *** метров. Понял, тормозной путь *** метров.
Предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Доложить, что видно. Вижу, предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Убедиться в правильности увиденного сигнала, после этого докладывать.
сигнальный знак – свисток. Вижу сигнальный знак – свисток. Машинист подает оповестительный сигнал.
С левой стороны по составу замечаний нет. Если есть, то доложить, какие замечания. Понял, с левой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. Помощник либо машинист осматривает состав в кривой и докладывает. Машинист после доклада, если есть замечания, останавливает поезд и принимает меры по устранению замечаний лично, либо отправляет помощника.
Понял, с правой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. С правой стороны замечаний нет. Если есть, то, какие замечания.
Входной сигнал желтый (два желтых), скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией. Вижу входной сигнал желтый (два желтых). Понял, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией Помощник докладывает только после того, как увидел сигнал. Машинист тоже докладывает после того, как увидел сигнал. Наблюдать за сигналом. Может стать красный. Произвести пробу тормозов краном 394 (395).
Если входной сигнал красный
Входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Вижу входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Машинист, с особой бдительностью следует к сигналу, периодически подает сигнал остановки. Помощник машиниста периодически напоминает о показании сигнала и скорости. У запрещающего сигнала остановиться и ждать разрешения от ДСП на проследование сигнала.
Маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Вижу, маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Прибывают на станцию, следят за правильностью приготовления маршрута, скоростью движения, сигналами стрелочника. В кривой осматривается поезд, докладывается результат.
Понял, отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком Отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком. Машинист производит экстренное торможение, выключает прожектор. Производится отцепка локомотива
Локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу. Понял, локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу Машинист переводит кран 394 в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом. Протаскивает ленту в скоростемере, пробует тормоза краном 394 (395). Отключает левый буферный фонарь.
Маневровая работа
Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Локомотив приводится в движение.
Проверка вспомогательного тормоза. Понял, проверяем вспомогательный тормоз. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК) со скорости 5 км/ч до полной остановки. После проверки – доклад. Продолжает движение.
Понял, тормоза исправны. Тормоза исправны.
Стрелочник подает сигнал остановки. Понял, стрелочник подает сигнал остановки. Машинист останавливает локомотив, подает сигнал остановки, производит экстренное торможение, затормаживает локомотив, перекрывает разобщительные краны. Выключает прожектор и буферный фонарь. Включает левый буферный фонарь. Забирает реверсивную рукоятку, покидает кабину. Помощник остается в кабине, проверяет перекрытие кранов. Когда машинист перейдет в переднюю кабину, помощник идет к машинисту.
Машинист открывает разобщительные краны, переводит кран 394 (395) в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом, включает правый буферный фонарь и прожектор. Производит пробу тормозов краном 394 и 254 (4ВК) на месте.
Стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Понял, стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Подается сигнал. Локомотив приводится в движение
Проверка вспомогательного тормоза Понял, проверка вспомогательного тормоза. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК). После проверки – доклад. Продолжает движение.
Остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час. Понял, остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час Остановка за 5 – 10 метров от состава. Протягивается лента скоростемера, далее подъезжать со скоростью, обеспечивающей плавное сцепление локомотива с вагоном.

26. Форма отчёта на планёрке.

Поезда прибывали и отправлялись по расписанию (имели опоздание, прибытие раньше графика), тепловоз исправен (неисправен, какие неисправности), замечаний от инструктора и по технике безопасности нет (есть и какие), оценка 5 (или другие).


Литература

  1. П. В. Якобсон История тепловоза в СССР. Москва 1960.
  2. В. А. Грибков, П Ф. Григорьев, В. И. Сарин, Г. А. Сливин. Узкоколейный тепловоз ТУ2. Государственное транспортное железнодорожное издательство 1958.
  3. В. А. Дробинский. Хочу водить поезда. М. Транспорт. 1999.
  4. В. В. Крылов, В. И. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. Тормозное оборудование подвижного состава. М. Транспорт. 1989.
  5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  6. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  7. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  8. Инструкция по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Москва 2007.

Над пособием работали:

А. А. Никонов, инструктор Малой Октябрьской железной дороги,

С. К. Харебов, ст. преподаватель Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта,

М. В. Матвеев, начальник Малой Октябрьской железной дороги.



Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 40000—90000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!