Прямое подчинение родственников в бюджетном учреждении. Ограничение совместной работы близких родственников или свойственников. Бюджетный учет. Налоги. Аналитические материалы. Близкие и недалекие

В данной статье мы рассмотрим возможен ли прием на работу родственников, какие законодательные акты отвечают за этот вопрос.

Совместная работа родственников не запрещена

В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих. Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом, в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д. быть не может. И любое нарушение данного законодательства будет наказано.

Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона.

Исключение - Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия

Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано? Эти исключения прописаны в Законе «О противодействии коррупции» , а также в в и в некоторых других локальных актах. В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:

  1. Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
  2. При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.
  3. При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.

Близкие родственники - кто такие?

Понятие близких родственников есть как в семейном кодексе РФ, так и в некоторых российских законах. К примеру в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года говорится, что близкими родственниками признаны:

  • родители,
  • супруги,
  • дети,
  • братья,
  • сестры,
  • а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Выводы

Итак, прием на работу близких родственников разрешен Трудовым кодексов РФ, более того за ущемление прав человека исходя из его семейного положения при устройстве на работу предусмотрена административная ответственность. Исключением является работа лиц, имеющих близкое родство, занятых в государственных и муниципальных предприятиях. Работа родственников ограничена в данных учреждениях при подконтрольности одного лица другому.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Могу ли я быть принят на работу на должность исполнительного директора, если моя супруга работает главным бухгалтером на данном предприятии?

Ответ: Да, если данное предприятие не является государственным или муниципальным.

Вопрос: У нас на предприятии выяснилось, что дочь работает бухгалтером подконтрольно у своего отца главного бухгалтера. По закону о противодействии коррупции такого быть не должно, потому как мы являемся ФГУП. Нужно ли нам уволить одного из них и на каком основании это сделать?

Ответ: При возникновении подобного рода ситуации мы рекомендуем перевести дочь в какое-то другое подразделение, чтобы не было проблем при проверке.

Вопрос: Я работаю воспитателем в детском саду, в котором моя мама работает заведующей. Могут ли при проведении проверки потребовать, чтобы меня уволили? На каком основании?

Ответ: Нет, в данной ситуации Вы не осуществляете финансово-хозяйственную деятельность и не попадаете под действие Закона «О противодействии коррупции».

Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель оформить на работу своих мать и отца? Не будет ли это выглядеть странным в глазах трудовой инспекции?

Ответ: Никаких ограничений на прием родственников не существует (исключение - государственная и муниципальная служба)

С 24 января 2016 г. действует Закон от 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон), в соответствии с п. 5 ст. 47 которого часть первая ст. 27 ТК изложена в новой редакции: для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве предусмотрены ограничения в отношении совместной работы. Однако они касаются только некоторых должностей в одной и той же организации либо ее обособленном подразделении (ч.1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона).

Запрет на совместную работу: нормы трудового законодательства

Частью второй ст. 18 Закона установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичная норма продублирована в части первой ст. 27 ТК и содержит исчерпывающий перечень должностей, работа на которых запрещается лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве.

Исходя из приведенных выше норм законодательства запрет на совместную работу распространяется на:

  • руководителя (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Из анализа части первой ст. 27 ТК следует, что запрет на совместную работу близких родственников и свойственников применяется при одновременном наличии следующих условий:

условие 1: совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

условие 2: совместная работа осуществляется на конкретных должностях (руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира);

условие 3: совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется, если работа выполняется по совместительству или носит временный характер (например, замена заболевшего работника (ч. 1 ст. 27, ч.3 ст. 348 ТК)).

Например, заместитель руководителя организации и главный бухгалтер являются супругами. Оба находятся в непосредственном подчинении руководителя организации. В случае, когда обязанности руководителя на период его отпуска или болезни возложат на его заместителя, возникнет ситуация, противоречащая Закону. Так как, хотя и временно, но один из супругов будет непосредственно подчиняться другому.

Таким образом, если близкие родственники занимают в организации должности руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, кассира и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, то это является нарушением законодательства, которое необходимо устранить.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется и на лиц, осуществляющих совместную работу, которые состоят между собой в близком родстве или свойстве (например, родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)).

Данный запрет установлен частью первой ст. 27 ТК и распространяется на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве.

Итак, на основании нормы части первой ст. 27 ТК можно сделать вывод о том, что совместная работа близких родственников или свойственников в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) допускается, если только один из них занимает должность, предусмотренную в указанной статье.

Запрет на совместную работу: практические примеры

В одном из районов в двух учреждениях дошкольного образования в должностях заведующих и заведующих хозяйством находятся лица, состоящие в родстве: в одном случае - дочь и мать, в другом - дочь и отец. Контролирующий орган указал на неправомерность такой ситуации и необходимость уволить заведующих хозяйством.
В данной ситуации отсутствует нарушение нормы части первой ст. 27 ТК, поскольку должность заведующего хозяйством не подпадает под условие ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о труде.

Следует отметить, что понятия "подчиненность", "подконтрольность" не раскрыты ни в законодательстве о борьбе с коррупцией, ни в законодательстве о труде.

Вместе с тем подчиненность можно рассматривать как такие отношения между работником и руководителем, при которых последний вправе издавать распоряжения (приказы), давать указания и требовать их исполнения, а работник в свою очередь обязан их исполнять.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность и подконтрольность между лицами является прямой, т.е. между руководителем (лицом, осуществляющим контроль) и работником отсутствует другой руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении которого находится работник.

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности запрет, предусмотренный частью первой ст. 27 ТК, не применяется.

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Нарушение запрета, касающегося совместной работы близких родственников или свойственников, возможно в двух случаях:

  • при приеме на работу;
  • в период трудовых отношений.

Безусловно, такие нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и о труде влекут правовые последствия, как правило, в виде увольнения.

Руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером организации.
Поскольку ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации, установленные частью первой ст. 27 ТК, возникли в период трудовых отношений, то такие обстоятельства должны быть устранены, например, путем:

  • перевода на другую должность одного из работников;
  • увольнения по п. 7 ст. 44 ТК (возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы).

Норма п. 7 ст. 44 ТК означает, что при установлении актами законодательства каких-либо ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы по заключенному трудовому договору, трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, в этой связи порядок и условия, установленные ст. 43 ТК, а также гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), не применяются. Следовательно, по данному основанию увольнению подлежит любая категория работников (молодые специалисты, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работники предпенсионного возраста и т.п.).

При увольнении работника в соответствии с п. 7 ст. 44 ТК выплата выходного пособия законодательством о труде не предусмотрена.

В организацию на должность заместителя руководителя принята работница, которая, как впоследствии выяснилось, приходится сестрой руководителю организации. Следовательно, требования части первой ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора с заместителем руководителя государственной организации.
В данной ситуации имеет место нарушение установленных правил приема на работу и принятый в их нарушение работник подлежит увольнению на основании п. 3 ст. 44 ТК.

Мария Ковалевич, юрист

Здравствуйте, Елена! В советском трудовом праве такой запрет, действительно, был. Сейчас, если Ваш садик находится в муниципальном подчинении (не частный), Вам может помочь Закон о противодействии коррупции. В нем нет запрета на работу в подчинении родственнику, но есть ссылка на злоупотребления в интересах третьих лиц - в Вашем случае - родственников. Коррупцией признается использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Ниже я привожу ст.ст. 10 и 11 указанного Закона, но, повторяю, он применим, если детсад - не ООО. не ЗАО, а находится в муниципальном подчинении.

Федеральный закон Российской Федерации

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации .

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации .

К сожалению, это все, что можно применить к Вашему случаю. Вы не одна становитесь объектом "выдавливания" семейными кланами. Есть еще одна маленькая зацепка, но трудно осуществимая, наличие регистрации, гражданство, если не РФ, наличие разрешения на работу, наличие медицинской книжки.

Может ли руководитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения принимать своих родственников на должности, находящиеся в том числе в его прямом подчинении? В действующем трудовом законодательстве нет нормы, устанавливающей запрет на совместную работу родственников (в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому).

Могут ли родственники работать в одной организации 2019

Минздрав попросил Правительство России конкретизировать запрет на совместную работу близких родственников в учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Об этом сообщила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова. «С нами тогда это постановление не согласовывалось, и оно было для нас такой же неожиданностью, как для всех. (Министерство) рассмотрело его подробно, мы обратились в правительство с письмом….

Новости Караганды и Карагандинской области, Караганда

Директора школ не должны брать на работу своих родственников. Причем нельзя трудоустраивать их главбухом, ни завхозом, ни сторожем, ни уборщицей.

Департамент по делам госслужбы Карагандинской области усматривает в этом коррупционные риски.

Департамент по делам госслужбы провел анализ коррупционных рисков в сфере образования Караганды. Оказалось, что в наших школах и детских садах не все благополучно.

Близким родственникам могут запретить работать в одной государственной или муниципальной организации

Предлагается обязать государственные и муниципальные организации и их обособленные подразделения не допускать перечисления финансовых средств таких организаций организациям, руководители (их заместители) или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с руководителями (их заместителями) или главными бухгалтерами организации, перечисляющей средства. При этом к близкими родственникам отнесены родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307. strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307. strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.

3.)Можно ли на должность руководителя контрактной службы назначить лицо, которое имеет удостоверение о повышении квалификации пятилетней давности, но практически не занималось данной работой.

кроме участия в комиссии. 4.)Можно ли создать отдел закупок (отдел контрактной службы), наименование которого отсутствует в нормативных документах (квалификационные справочники, типовые положения) Минтруда?

Близкие и недалекие

Правительство готовит постановление, которое снимет запрет на семейственность в некоторых бюджетных организациях. Отцы и дети смогут вместе заниматься наукой, творчеством, медициной и тому подобными вещами.

При этом строгие комиссии проследят, чтобы семейственность не шла во вред. Законопроект об этом разработало министерство труда и социальной защиты.

Оно предлагает внести поправки в постановление правительства страны, устанавливающие некоторые антикоррупционные запреты на чиновников и бюджетников.

Государственное Собрание (Ил Тумэн)Республики Саха (Якутия)

Депутаты Государственной Думы Сергей Миронов, Николай Левичев и Виктор Шудегов внесли 16 января 2015 года в парламент страны законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Документ устанавливает запрет близким родственникам работать в одной и той же государственной или муниципальной организации, если такая работа предусматривает их подчинённость.

Парламентарии предлагают ввести запрет на совместную работу

«физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому»

Минтруда хочет защитить династии медиков

Минтруда предлагает смягчить «антикоррупционный» запрет на работу близких родственников в одном госучреждении.

Это послабление коснется в том числе и медиков. В ведомстве считают, что такой шаг позволит защитить профессиональные династии. Правда, разрешать совместную работу будут лишь в исключительных случаях.

Министерство труда подготовило поправки в постановление правительства №568 от 5 июля 2013 года

«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»

и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!