Конспект моя любимая сказка в старшей группе. Тамара Комарова - Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Елена Халангот
Конспект НОД «Моя любимая сказка»

Цель :

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, продолжать учить эмоционально воспринимать содержание, представлять

образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой ; формировать интонационную выразительность речи детей; воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества; формировать изобразительные умения и навыки работы с кистью и карандашом (изображая сказочных персонажей , передавать характерные особенности).

Предварительная работа :

Чтение русских народных сказок , рассматривание

иллюстраций.

Рисование на темы : «Избушка – зимовье» , «Яблоня с яблоками» (из

сказки «Гуси-лебеди» , «Фартук для бабушки» ,

«Яички простые и золотые» , «Снегурочка» .

Лепка на темы : «Морковки для зайчиков» , «Мисочки для трёх медведей» , «Яички простые и золотые» .

Просмотр сказок по диафильмам .

М а т е р и а л к з а н я т и ю.

1. Книга «Сказки » с иллюстрациями.

2. Кассеты с записью классической музыки.

3. Шкатулка с предметами из знакомых сказок .

4. Листы бумаги, гуашь, карандаши, салфетки, баночки с водой, кисти.

5. Костюмы для детей и ведущей (персонажей сказок ) .

Х о д з а н я т и я.

Звучит классическая музыка, дети сидят на стульчиках, поставленных

полукругом.

Воспитатель : Дети, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы окажемся там, где животные могут разговаривать, предметы двигаться сами по себе, где происходят чудеса и всегда побеждает добро и справедливость, а леность и жадность наказывается. Вы догадались куда мы попадем?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно в сказку ! А чтобы всё было по-сказочному , я превращаюсь в сказочницу , а детишек превращу в героев сказок . (Произносится волшебная присказка и даются атрибуты сказочных персонажей ).

За ступенькою ступенька – будет лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка,

А колечко за колечко – станет вязочка…

Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку .

А теперь пора со сказочными персонажами познакомиться, узнать и отгадать, из какой же они сказки .

Выходят девочка в костюме Красной Шапочки и мальчик – Серый Волк.

Волк : Здравствуй, Красная Шапочка!

К. Ш.: Здравствуйте, господин Серый Волк.

Волк : Куда ты идёшь, Красная Шапочка?

К. Ш.: Я иду к бабушке. Несу ей пирожок и горшочек масла.

Сказочница : Что же это за сказка такая , в которой Волк встретил в лесу девочку и что же было дальше?

Ответы детей : Это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» .

Выходит Лисичка.

Сказочница : Дети, а в какой сказке есть этот сказочный персонаж ?

Ответы детей : Вспоминаются сказки : «Колобок» , «Теремок» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот, петух и лиса» .

Сказочница : А какую же песенку пела Лиса, чтобы выманить Петуха?

Дети : вместе с Лисой поют песенку

«Петушок, петушок золотой гребешок …»

Сказочница : А как обманывала всех Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой»

Чем сказка закончилась ?

Ответы детей.

Сказочница : Вот я вижу мишку. ещё одного, ещё одного. Сколько же здесь медведей? из какой они сказки ?А кто ещё был в этой сказке ?

В какой ещё сказке была девочка Машенька? Как ты, Машенька, обманула медведя?

Ответы детей. Называются сказки «Три медведя» , «Маша и медведь» .

Сказочница : Молодцы какие, дети! Все сказки знают . А игры русские народные знаете?

Давайте поиграем в хороводную игру «Ходит Ваня» ,отдохнём немного.

Игра «Ходит Ваня» (физкультминутка) .

Сказочница : А теперь я вам хочу загадки загадать, да не простые,а сказочные . Есть у меня шкатулочка волшебная, а в ней предметы. Я буду предмет доставать,да о нём рассказывать , а вы будете угадывать, из какой же сказки этот предмет .

В шкатулке лежат : зеркальце, ложка, куколка-дюймовочка.

Дети отгадывают сказки : «Жихарка» , «Белоснежка и семь гномов» или сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» , «Дюймовочка» .

Сказочница : Ну, а теперь, дети, я хочу, чтобы вы подарили мне на память о нашем путешествии свои любимые сказки . Нарисуйте мне,пожалуйста, вашего любимого сказочного героя , какой-то момент сказки , можете слепить это из пластилина.

Творческая деятельность детей за подготовленными столами. После того, как работы закончены и оставлены сохнуть, дети берут стульчики и опять садятся к Сказочнице полукругом .

Сказочница : Какие замечательные рисунки получились у вас! Я их все соберу и сделаю альбом сказок . Буду его разглядывать и вас вспоминать. А сейчас я хочу угостить вас, но вы должны угадать, чем. Это тоже сказочный персонаж . А сказка эта начинается так : «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца : воробей крылатый, мышонок мохнатый,

Ответы детей.

Сказочница : Правильно, блин масленый! Что там блин делал?

Ответы детей : Щи да кашу варил.

Сказочница : Вот вам, ребятки, угощение прямо из сказки . Закончилось наше путешествие, ему конец, а кто сказки знает , да хорошо отвечает – молодец!

Тема урока "Моя любимая сказка", Класс 5

Тип урока : комбинированный.
Вид урока : практическое занятие.
Цели урока : образовательная: познакомить с художником-иллюстратором В.М.Васнецовым; продолжать формировать представление о композиции, развивающая: развивать интерес к народному сказочному творчеству; развивать навыки композиционного решения; развивать наглядно-образное мышление, творческие способности.
воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать любовь к труду.
Оборудование: художественные книги, икт, видеоматериал, альбом, цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, аналитический, репродуктивный, творческий.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Психолого-педагогический настрой.
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Практическая работа.
VI. Итог урока. Анализ и оценивание работ.
Ход урока I . Организационный момент :
II.
Психолого-педагогический настрой :
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С. Маршак
-Вот такое замечательное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак-поэт и писатель.
-Скажите, а каких писателей и поэтов Казахстана вы знаете? (Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Сәкен Сейфуллин и т.д)
III.
Актуализация знаний :
- Ребята, отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком? (Книга)

Правильно, ребята, это книга. Книга наш верный друг. Очень хорошо, если вы любите дружить с книгой. Посмотрите на эти две книги, какую книгу вам очень сильно захотелось рассмотреть, прочитать? Почему вас заинтересовала эта книга?
- Конечно, вам интересно читать книги с картинками. Для этого специальные художники - иллюстраторы - придумывают изображения к тем или иным книгам. Самые удивительные иллюстрации бывают к сказкам.

Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли иллюстраторов. Мы создадим иллюстрации к вашей любимой сказке. Посмотрим и угадаем героев к сказкам. (презентация).


IV. Изучение нового материала :
Мы с вами познакомимся с особенностями работы иллюстраторов, рассмотрим картины к сказкам известных художников.
(презентация).

Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них.
1.- Обратите внимание на эту картину. Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды.
- Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная?
2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка. Кто может ответить какая?
Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина? (тревоги) Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра. (Иван-царевич и Серый волк). И другие картины.
3. -Вспомните художников Казахстана? (Кастеев Абильхан, Гумаров Сәкен, Сидоркин Евгений, Калмыков Сергей, Исмаилова Гульфайрус и многие другие)

Физкультминутка: ( Про сказочного героя.)
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик отыскать,
На носочки надо встать.

Пришло время приступать к построению иллюстрации любимой сказке, мультика.
Работа над рисунком


- V . Практическая работа.
-Вспомним правила техники безопасности при работе с карандашом. (Ответы учащихся)
Работа над композицией рисунка.
- Вспомним, что такое композиция?
-Какая композиция будет на ваших рисунках?
Сегодня мы будем выполнять работу в карандаше.

VI. Итог урока. Анализ и оценивание работ учащихся .
-Что мы сегодня выполняли на нашем уроке?
-Какие трудности у вас возникли?
- С творчеством, каких художников мы сегодня познакомились?
- Какие картины мы с вами рассмотрели?
- Как называются художники, которые создают картины к книгам? (иллюстраторы).
-Назвите казахских писателей, поэтов?
- Первый ряд, поднимите свои работы и покажите остальным. Теперь второй ряд. Ребят на третьем ряду покажите свои работы всему классу.
- Сейчас я подойду к каждому из вас и поставлю оценку за вашу работу. А вы этим временем уберите рабочее место, уберите свои принадлежности.
-

Разработка урока изобразительного искусства

на тему «Рисование интерьера комнаты» для 6 класса

2 урока (построение и завершение в цвете)


Цель деятельности учителя:

Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;

Развитие пространственного мышления у учащихся, соблюдение последовательности графического изображения;

Закрепить полученный от знания опыт.

Тип урока : комбинированный.

Фронтальный метод работы.

Задание : Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе. (Или – Сочинить интерьер комнаты во фронтальной перспективе)

Решаемая проблема :

Как выполнить рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Требования к уровню подготовки учащихся (результат):

Знать понятия : линия горизонта, точка схода, законы перспективы, композиция, вид изобразительного искусства, интерьер.

Уметь :

Объяснить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера на картине художника;

Выполнять изображение интерьера комнаты по представлению с использованием законов линейной перспективы;

Анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

Создавать графическими средствами изображение интерьера комнаты;

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых объектов средствами светотени.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Формирование потребности в художественном творчестве;

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке.

Личностные результаты:

Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений;

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Познавательные учебные универсальные действия:

Общеучебные УУД:

Самостоятельное формирование познавательной цели;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задания.

Логические универсальные действия:

Построение логической цепи рассуждений.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наглядно-демонстрационный материал:

2 таблицы «Построение рисунка комнаты. Изображение комнаты по одной точке схода;

Схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальной перспективе»; , макет комнаты.

Репродукции картин художников:

«Сватовство майора», Федотов П.А.,

«Прибыл на каникулы», Решетников Ф.П.,

«Утро», Яблонская Т.Н.,

«Зеркало», Пименов Ю.

Материалы: бумага, карандаш.

Ход урока

Этапы урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Творческая практическая работа.

    Итоги урока. Рефлексия деятельности.

1.Организационный момент

Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока .

2. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Рисование интерьера комнаты».

Беседа с учащимися:

Сегодня мы будем выполнять наш рисунок линиями, изображать мир линиями.

Это какой вид изобразительного искусства? (Графика)

А чтобы правильно изображать предметы в пространстве, что надо применять в рисунке? (Перспективу)

А что такое - перспектива? (Перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.)

Кто назовёт правила перспективы?

Кто следующее правило назовёт?

(Правила, законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы:

    При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.

    Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.

    Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.)

Как вы думаете, что такое интерьер? Что значит это слово – интерьер?

Скажите своими словами.

Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.

Интерьер – это организация внутреннего пространства.

Как вы думаете, можно определить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера?

Посмотрим на репродукции различных картин художников, находящихся на классной доске.

Что объединяет эти 4 репродукции художников? Что изображено?

(Изображение помещения, жилых комнат во фронтальной перспективе.)

Кроме назначения помещения, жилых комнат, что ещё можно определить по оформлению интерьера? (Историческую эпоху, время событий.)

Стили интерьера.

Художники одинаково изобразили расположение фронтальной стены?

(на 3-х репродукциях – частичное изображение, на одной – полностью.)

Итак, что мы сегодня будем рисовать на уроке? Какую решаемую проблему мы должны выполнить?

(Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.

Проблема – Как выполнить рисунок интерьера во фронтальной перспективе?)

А как вы думаете, что думает художник перед созданием своей работы?

(О композиции, о размещения рисунка на листе бумаги.)

Рассмотрение макета комнаты.

Ученик рисует мелом на классной доске изображение интерьера комнаты.

Как вы думаете, правильно выполнен рисунок?

С чего надо начать выполнение рисунка?

(с расположения фронтальной стены на листе бумаги)

Какие варианты расположения фронтальной стены на рисунке могут быть?

(левее, по центру, правее)

Когда мы раннее, на прошлых уроках рисовали различные предметы во фронтальной перспективе – какую линию мы применяли и точку на этой линии для построения рисунка?

(линию горизонта и точку схода)

Нужна нам эта линия горизонта и точка схода при рисовании интерьера комнаты?

Наметили на листе бумаги или на классной доске линию горизонта и точку схода.

Посмотрим на схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальном положении».

От изменения места точки схода линий или точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стена, на которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная.

Рисующий должен определить точку схода параллельных линий, которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения рисующего.

Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная точка схода будет располагаться на середине фронтальной стены. Если будем перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.

Нам надо наметить на рисунке боковые стены комнаты, пол, потолок.

Зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно наметить боковые стенки. Те линии, которые расположены выше уровня глаз (линия потолка), кажутся опускающимися, ниже уровня глаз (линия пола) – поднимающимися.

Вот мы наметили расположение фронтальной стены, потолка, боковых стен и пола. Дальше для рисования интерьера комнаты, что надо выполнить?

(нарисовать предметы – мебель в пространстве)

Кто по желанию выйдет к классной доске и покажет выполнение рисунка окон, рисунка мебели во фронтальной перспективе?

Есть ошибки в рисунке?

А как надо выполнить рисунок?

Пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка, рисующий изображает все предметы как бы прозрачными и тем самым имеет возможность точно определить положение каждого предмета в пространстве.

Рисунок стола у окна или рисунок дивана у стены начинается с изображения ребра боковой стены предмета, расположенной во фронтальной перспективе.

Затем намечается нижняя горизонтальная плоскость предмета. Построение рисунка начинается как-бы снизу- вверх.

Выполняется линейно-конструктивный рисунок каждого предмета в интерьере комнаты.

Ребята, вот мы выполнили линейный, контурный рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе, а далее, что нам надо выполнить для завершения рисунка?

(Выполнить объём каждого предмета, а в целом – комнаты.)

Объёмно-тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

    Физкультминутка

Физические упражнения:

Встали прямо. Выпрямили спину. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях. Движения рук в стороны. Несколько раз.

Стоим прямо. Руки на талии. 2 наклона влево, 2 наклона вправо.

Стоим прямо. Одна рука поднята вверх, другая – опущена вниз. Поочерёдно взмахи руками вверх и вниз. Несколько раз.

Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Руки поднимаются вверх – вдох, опускаются в стороны и вниз – выдох. 2 раза.

    Творческая практическая работа

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе или сочинить интерьер комнаты.

Ребята, мы сегодня на уроке займёмся творчеством.

Творчество – так называют работу художников в искусстве.

Каждый ученик должен сочинить интерьер комнаты в фронтальной

перспективе.

Кто из учащихся повторит последовательность выполнения задания?

Последовательность выполнения задания:

    Линейный, контурный рисунок.

Каждый ученик вспоминает о композиции – размещения рисунка на листе бумаги.

Композиция – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое (сочинение, составление, расположение).

Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.

Наметить линию горизонта и точку схода на ней.

Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.

Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.

2. Объёмно – тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

Затушевка карандашом в различные тона от светлого до чёрного.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе, выполняя её карандашом.

Ребята, во время работы с целью обнаружения ошибок в рисунке – сравнивайте свой способ действия и его результат с находящимися на уроке таблицами «Построение рисунка комнаты», репродукциями картин художников и схемами построения интерьера.

    Итоги урока. Рефлексия деятельности

Демонстрация работ учащихся.

Коллективный анализ рисунков.

Беседа с учащимися:

Что такое интерьер помещения, жилой комнаты?

(Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.)

Вам удалось выполнить рисунок с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Что вызвало затруднения?

Что больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Найти изображение интерьера комнаты в угловой перспективе на картинах художников. Желательно принести репродукцию картины на урок ИЗО. Сообщить фамилию художника и название картины.

9 класс № Урок черчения по теме: «Построение простых разрезов»

Тема урока . Построение простых разрезов.

Цели урока .

1. Сформировать практические навыки построения простого разреза.

2. Отработать алгоритм выполнения простого разреза.

Развивающая задача . Развитие творческого мышления и пространственного воображения.

Пособие и оборудование . Учебные таблицы, индивидуальные карточки-задания, карандаши Т и М, цветной мел.

План

    Вхождение в тему урока, постановка проблемы.

    Поэтапное формирование умения и навыков учащихся в построении простого разреза.

    Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.

    Подведение итогов урока и задание на дом.

Ход урока

1. Учитель . Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме “Разрез”, затем составим алгоритм решения задач на построение простого разреза и отработаем навыки его выполнения. (Проверяю готовность к уроку ).

Учитель. На доске даны два чертежа (рис.1 и рис.2)




На изображении нет очертаний предмета за секущей плоскостью. Постарайтесь дополнить изображение недостающими линиями, чтобы получился разрез.

( Вызываю к доске двух учащихся. Они работают цветными мелками )

Учитель. Пока ребята у доски решают задачу, проверим ваши знания по этой теме.

1.1. Что представляет собой разрез?

1.2. Дайте его определение.

1.3. Чем отличается разрез от сечения?

1.4. В зависимости от расположения секущей плоскости в пространстве как называются разрезы?

1.5. Дайте определение фронтального разреза.

1.6. Когда разрез называется профильным?

1.7. Разрез при секущей плоскости параллельной горизонтальной плоскости называется ……….

( Проверка решения задач у учащихся, работающих у доски и оценка их работы )

2 . Учитель . Переходим к решению новой задачи. Дано наглядное изображение и его чертеж (рис.3 и рис.4)




На “рис.4” разрез уже выполнен. Необходимо найти фигуру сечения и заштриховать ее.

Перед началом решения давайте проанализируем геометрическую форму наглядного изображения (рис.3).

Ответ. Деталь состоит из основания представляющего собой прямоугольный параллелепипед. С двух сторон он имеет вырезы, состоящие из сочетания параллелепипеда и полуцилиндра. К верхнему основанию примыкает прямоугольный параллелепипед, имеющий в верхней части вырез в форме параллелепипеда. В центре деталь имеет сквозное цилиндрическое отверстие.

Учитель . Давайте определим симметричность нашей детали и место прохождения секущей плоскости на чертеже (рис.4).

Ответ . Данная деталь симметрична, а секущая плоскость проходит вдоль оси симметрии.

Учитель . Мысленно разрезаем деталь. А что делать дальше?

Ответ. Мысленно удаляем часть детали, которая расположена ближе к нам.

Учитель . Мы удалили нижнюю часть детали и задаем вопрос: “Что надо штриховать на главном виде?”, но лучше задать вопрос - “Что не надо штриховать?”. Определить это на чертеже проще. (Эти участки на чертеже я буду закрашивать желтым цветом, а фигуру сечения - заштриховывать.)

На виде сверху “рис.4” красным цветом проводим секущую плоскость и смотрим, что находится дальше за секущей плоскостью. Это не будем штриховать! При выполнении работы обязательно контролируем проекционную связь. На нашем чертеже поверхность боковых вырезов осталась за секущей плоскостью. Проекцию вырезов на главном виде чертежа будем заштриховывать?

Ответ . Поверхность вырезов на главном виде чертежа не будем заштриховывать, т.к. она осталась за секущей плоскостью.

Учитель . Задняя стенка цилиндрической поверхности находится за секущей плоскостью?

Ответ. Да, находится. Ее не штрихуем.

Учитель. За секущей плоскостью находится и задняя стенка выреза верхней призмы, и она не заштриховывается. Фигуру сечения заштриховываем под углом 45 градусов


Решение задачи нахождения фигуры сечения по разрезу всем понятно?

Тогда возьмите карточку-задание (рис.9,) самостоятельно найдите фигуру сечения на разрезе. Фигуру сечения заштриховать. Время на работу 5 минут.

Рис.9 ( Учащиеся выполняют задание)

Итак, по заданному сечению мы выполнили разрез и по заданному разрезу узнали, как правильно выделить фигуру сечения.

Следующий этап нашей работы – это составление алгоритма выполнения простого разреза.

Работать будем с наглядным изображением (рис.6), чертежом (рис.7).


Рис.6

Рис.7

Откройте тетради и запишите последовательность построения простого разреза.

(Учитель работает с чертежом, учащиеся делают запись алгоритма)

.

Ответ. Деталь “рис.6” состоит из прямоугольного параллелепипеда и цилиндра, который стоит в центре верхнего основания параллелепипеда. На концах параллелепипеда имеются призматические вырезы. В центре детали вдоль оси цилиндра соосно расположены два сквозных цилиндрических отверстия. Деталь симметрична.

Ответ. Это два цилиндрических отверстия и два призматических выреза.

Ответ. Секущая плоскость пройдет по середине детали, она совпадет с осью симметрии и на чертеже будет располагаться на виде сверху.

Учитель . Обозначение секущей плоскости будем наносить? Почему?

Ответ .

Учитель. Как это будем делать?

Ответ.

Учитель. Это определение того, что не надо штриховать за секущей плоскостью.

Ответ.

(По окончании записи алгоритма на доске получается чертеж “рис.8”, учитель отвечает на возникшие вопросы по алгоритму)


Рис.8

3. Учитель . Продолжаем работу по индивидуальным карточкам-заданиям “рис. 10……14” . Работаем соблюдая алгоритм построения простого разреза.

Рис.10 Рис.11

Рис.12 Рис.13

Рис.14

Чем больше решите задач, тем выше оценка.

( Учитель отвечает на вопросы учащихся, называет очередной этап алгоритма и помогает затрудняющимся в выполнении работы.)

4. Учитель<> Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ответ. Сегодня мы повторяли тему “Разрез” и работали по карточкам-заданиям.

Учитель . Что нового узнали на уроке?

Ответ. Мы познакомились с алгоритмом построения простого разреза.

Учитель. Давайте повторим алгоритм последовательности построения простого разреза.

(Учащиеся отвечают.)

Учитель . Какие оценки можно было бы поставить тем, кто хорошо работал на уроке? Подпишите свои работы и сдайте учителю.

(Оценки сообщаются на следующем уроке)

Учитель . Откройте дневники, запишите задание на дом: Учебник стр.

(Объяснение домашнего задания ).

Учитель . Какие вопросы по уроку и домашнему заданию у вас имеются?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Алгоритм построения простого разреза” .

2.1. Анализ геометрической формы детали, определение ее симметричности.

- Деталь состоит из _____ Деталь симметрична?

2.2. Нахождение элементов детали, форма которых выявляется с помощью разреза.

- Это отверстия или призматические выреза?

2.3. Определение направления и места секущей плоскости, ее обозначение.

- Секущая плоскость пройдет по середине детали, она совпадет с осью симметрии и на чертеже будет располагаться на виде?

Обозначение секущей плоскости будем наносить? Почему?

- Обозначение на чертеже не наносим, потому что деталь симметричной формы.

2.4. Мысленное представление фигур сечения.

- Как это будем делать?

- Мысленно удаляем часть детали, расположенную ближе к нам и представляем фигуру сечения.

2.5. Снятие линий видимого контура, относящихся к мысленно удаленной части детали

2.6. Преобразование линий невидимого контура в видимые.

2.7. Штриховка фигур сечения.

- Не заштриховываем проекции призматических вырезов и проекции полуцилиндров.

2.8. Обводка контура чертежа.

9 класс № Урок черчения по теме: Сложные разрезы

Цели:

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: решение ситуаций проблемного характера, беседа, показ, фронтальные и индивидуальные устные и графические упражнения

Оборудование, принадлежности: слайды «Сложные разрезы», модели деталей, индивидуальные карточки, плакаты

ХОД УРОКА:

1. Организационная часть

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка инструментов, готовности к уроку, сообщение плана занятия, психологический настрой учащихся на сознательную, плотную работу

2. Решение задачи проблемного характера

Демонстрация модели детали.

Вопросы:

- как выявить внутренний контур детали? (с помощью разреза)

- что такое разрез?

- какие разрезы вам уже знакомы?

- как провести в данной детали секущую плоскость, чтобы выявить весь внутренний контур?

Подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что для выявления формы этой детали необходимо несколько секущих плоскостей, получился новый вид разреза - сложный. Вывод.

3. Формирование графических знаний и умений

а) сообщение темы, плана изучения темы, формулировка целей учащимися

б) формулировка учащимися определения «сложный разрез»

в) пользуясь слайдами и моделями, учащиеся самостоятельно классифицируют сложные разрезы, выводят правила их изображения и обозначения. Вывод .

4. Закрепление изученного материала

а) устный фронтальный опрос:

- какие разрезы называют сложными?

- в каких случаях применяются сложные разрезы?

- какой разрез называется ступенчатым? ломаным?

- в чем состоит особенность построения ломаного разреза?

- чем отличается обозначение сложных разрезов от простых?

Вывод.

б) фронтальное устное решение графических задач

1. На рисунке (слайде) даны простые и сложные разрезы. Определите названия разрезов.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Определите, в каких примерах целесообразно применить ступенчатый разрез?

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

Г

5. На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ломаный разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

в) фронтальное решение графических задач у доски (несколько учащихся)

Задание: выполнить и обозначить ступенчатый и ломаный разрез

г) индивидуальные графические упражнения

Задание: выполнить и обозначить ступенчатый и ломаный разрезы

Вариант 1.

Вариант 2.

д) проверка и оценка графических упражнений

5. Домашнее задание:

составить тест закрытого типа по сложным разрезам (количество вопросов 3-5),

подготовить формат А4 к графической работе

6. Заключительная часть

Составить четверостишие, раскрывающее то, что происходило на уроке: существительное, два прилагательных, три глагола, образное сравнение, мое отношение к изученному.

РАБОЧИЙ ЛИСТ «Сложные разрезы»

1. На рисунке даны простые и сложные разрезы. Определите названия разрезов.

А

Б

В

Г

Д

Е

2 . Определите, в каких примерах целесообразно применить ступенчатый разрез?

А

Б

В

3. Определите, в каких примерах целесообразно применить ломаный разрез?

А

Б

В

4.На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ступенчатый разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

В

Г

5.На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ломаный разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Фио

1 вариант


ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Фио

2 вариант

Задание 1: выполнить и обозначить ступенчатый разрез

Задание 2: выполнить и обозначить ломаный разрез


Тест по теме «Сечения»
Вариант 1
1. Как называют изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью?
А) сечением; Б) видом; В) анализом.
2. Как выделяют фигуру сечения на чертеже?
А) зачернением; Б) штрихпунктирной линией; В) штриховкой под углом 45о
3. Каким типом линий обводят вынесенное сечение?
А) сплошной тонкой линией;

В) штриховой линией.
4.По расположению сечения разделяются:
А) на угловые и вынесенные
Б) на угловые и наложенные
В) на вынесенные и наложенные
5. Вынесенные сечения располагают …
А) в контуре изображения детали.
Б) непосредственно на видах,
В) вне контура изображения детали.
Тест по теме «Сечения»
Вариант 2
1. Для чего применяют сечения?
А) для изображения ограниченного места поверхности предмета;
Б) для выявления поперечной формы предмета;
В) для увеличения или уменьшения изображения.
2. Какое сечение называют вынесенным?
А) расположенное непосредственно на видах;
Б) расположенное вне контура изображения детали;
В) расположенное на техническом рисунке.
3. Каким типом линий обводят наложенное сечение?

А) сплошной тонкой линией;
Б) сплошной основной толстой линией;
В) штриховой линией.
4. Как называется изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью?
А) анализом; Б) видом; В) сечением.
5. Сечения – способ выявления…

А) поперечной формы предмета.

Б) продольной формы предмета.

В) материала, из которого изготовлена деталь.

Тема «Сечения и разрезы»
Вариант 3
1. Какие бывают сечения?
А) вынесенные и наложенные;
Б) внутренние и внешние;
В) нижние и верхние.
2. Какое сечение называют наложенным?
А) расположенное непосредственно на видах
Б) расположенное вне контура изображения детали
В) расположенное на свободном поле чертежа
3. Как обозначают секущую плоскость при вынесенных сечениях?
А) разомкнутой линией со стрелками и буквами;
Б) волнистой линией и буквами;
В) никак не обозначают.
4. Как выделяется фигура сечения?
А) штриховкой;
Б) ничем не выделяется;
В) зачернением.
5.Что называют сечением?
А) проецирование фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью,
Б) изображение фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью,
В) отображение фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью.

.

Черчение Класс 9 «Б» Тема: Сложные разрезы: Ступенчатый и ломанный разрез

Цель: формировать знания учащихся об образовании, видах, изображении и обозначении сложных разрезов; способствовать формированию умений читать и выполнять чертежи со сложными разрезами; развивать пространственные представления и воображение; воспитывать графическую культуру.

Тип урока: закрепление

Метод : решение ситуаций проблемного характера, беседа, показ, фронтальные и индивидуальные устные и графические упражнения Оборудование : чертежные принадлежности

Ход урока:

1. Организационный момент . Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания : Выявления уровня знаний учащимися заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления; ликвидация обнаруженных недочетов.

3. Всесторонняя проверка знаний : Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладения рациональными приемами умения и самообразования

4. Постановка цели: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. Сообщение темы, цели и задачи изученного материала. Постановка перед учащимися цели урока.

5. закрепление

а)устный фронтальный опрос:

-какие разрезы называют сложными?

-в каких случаях применяются сложные разрезы?

-какой разрез называется ступенчатым? ломаным?

-в чем состоит особенность построения ломаного разреза?

-чем отличается обозначение сложных разрезов от простых?

6. Информация о домашнем задании

В процессе рисования напоминать детям, что нужно соблюдать соотношения по величине, рисовать карандашом легко, передавать оттенки цветов (в рисовании карандашами – используя разный нажим, в рисовании красками – смешивая основной цвет с белилами).

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Бумага формата А4, цветные карандаши, простой графитный карандаш.

Чтение сказки, беседа по прочитанному с выделением эпизода, в котором братья идут по дремучему лесу, рассматривание иллюстраций.

Занятие 69. Лепка "Декоративная пластина"

Программное содержание. Учить детей создавать декоративные пластины из глины: наносить глину ровным слоем на доску или картон; разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор; накладывать глину в соответствии с рисунком.

Методика проведения занятия. На изготовленных заранее педагогом глиняных пластинах показать и объяснить детям, как следует наносить узор стекой.

Затем предложить каждому ребенку изготовить свою декоративную пластину. Напомнить, что глину надо нанести на дощечку ровным слоем и разгладить с помощью воды. После этого можно приступать к рисованию узора стекой.

Материалы. Картонная основа для пластины (10 × 15 см), глина, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание декоративных изделий из глины.

Занятие 70. Аппликация "Новые дома на нашей улице"

Программное содержание. Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какие новые дома они видели. Предложить подумать, как можно изобразить новый район города, какие там дома, как создать картину нового города, как расположить изображения на листе. Напомнить о красивом цветовом сочетании домов, окон, дверей.

При рассматривании работ вместе с детьми выбрать наиболее красивые по цветовому и композиционному решению.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей, белая бумага формата А4.

Занятие 71. Рисование по замыслу "Кем ты хочешь быть"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о том, что недавно они рассказывали, кем хотят быть. Сказать, что это можно нарисовать. Предложить подумать о размещении изображения на листе.

"Кораблик"

Алла Ш., подготовительная группа

В процессе работы напоминать о способах рисования простым карандашом, закрашивания рисунка цветными карандашами.

По окончании работы все рисунки рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее интересные; спросить у авторов выбранных рисунков, что им нравится в их работах, что не удалось. (О неудачах лучше поговорить с ребенком отдельно; если он сам не может ответить, подсказать ему.)

Материалы. Бумага белая формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Беседы о труде взрослых. Чтение книг В. Маяковского "Кем быть", С. Михалкова "А что у вас?", Дж. Родари "Чем пахнут ремесла?", "Какого цвета ремесло?" и др.; рассматривание иллюстраций.

Занятие 72. Аппликация "Радужный хоровод"

Программное содержание. Учить детей вырезывать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. Развивать композиционные умения.

Методика проведения занятия. Показать детям вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Затем показать и объяснить, как можно вырезывать несколько стоящих рядом людей: сложить полоску бумаги гармошкой, а затем еще пополам.

Предложить сначала поупражняться в вырезывании на любой бумаге, а когда будет получаться, взять полоски розовой бумаги.

В ходе работы напоминать о подборе цветов в соответствии с цветами спектра и их последовательностью.

На первом занятии дети вырезывают и наклеивают хоровод, на втором – платья и платочки для фигурок.

Материалы. Бумага белая формата А4, розовая бумага, набор цветной бумаги всех цветов спектра, ножницы.

Апрель

Занятие 73. Лепка "Персонаж любимой сказки"

Программное содержание. Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска глины и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног.

Методика проведения занятия. Предложить каждому ребенку вылепить персонаж любимой сказки. Уточнить приемы лепки, последовательности работы. Вызвать детей для напоминания приемов лепки из целого куска глины.

Поощрять самостоятельные поиски приемов лепки для передачи характерных черт персонажа. Объяснить детям, что для устойчивости фигуры они могут использовать палочки.

Материалы. Книги сказок с иллюстрациями, игрушки – персонажи сказок. Глина, стеки, палочки для укрепления ног, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказок, игры-драматизации.

Занятие 74. Рисование "Мой любимый сказочный герой"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какие сказки они любят, какие персонажи нравятся им больше всего. Предложить нарисовать любимого героя сказки, подумав, как это лучше сделать. Предложить тем, кто не может сразу рисовать красками, наметить карандашом контур.

Все готовые работы рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее выразительные.

Материалы. Бумага белая или любого мягкого тона разного формата, краски акварель, кисти, простые карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Чтение и рассказывание сказок, беседы о героях сказок, об отношении к ним детей.

Занятие 75. Аппликация "Полет на Луну"

Программное содержание. Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.

Методика проведения занятия. До занятия рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации с изображением ракет, Луны, земного шара. Подобрать цвета бумаги для вырезывания.

Побеседовать с детьми об их замыслах, показать разные способы вырезывания ракеты, космонавта в скафандре (симметричные предметы вырезывать из бумаги, сложенной вдвое, держа листок за линию сгиба). Предложить каждому ребенку подумать, куда летит его ракета (на Луну, на другие планеты, вокруг Земли), где находятся космонавты (на Луне, в космическом пространстве). Поощрять дополнения основного изображения.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, отобрать наиболее интересные и повесить в группе, в зале или вестибюле.

Материалы. Рисунки, фотографии с изображением ракет и Луны на рисунках. Темные и цветные листы бумаги для фона, наборы цветной бумаги, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Беседы с детьми о космосе, космонавтах и ракетах.

Занятие 76. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Продолжать учить оценивать свою работу и работы других детей. Развивать творческую активность.

"Мышка"

Маша К., подготовительная группа



Методика проведения занятия. Предложить детям вырезать и наклеить то, что они сами захотят (направляя их на изображение несложного сюжета), отобрав бумагу нужного цвета.

Напомнить, что, прежде чем наклеивать, нужно подумать, как лучше расположить изображение на листе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей 6-7 лет

Коншенко Марина Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 153» г.Саратова

Описание материала: предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной группы по теме «Сказочная ярмарка». Основная цель: приобщение дошкольников к художественной литературе. Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы и может быть использован как развлечение или досуг, так как составлен в игровой форме.

Конспект НОД «Сказочная ярмарка» для детей 6-7 лет

Цель: воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях;
Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки;
Учить детей находить слова, которые рифмуются между собой;
Развивать связную речь, память, внимание, мышление, умение более точно характеризовать объект, творческое воображение;
Воспитывать интерес к детской литературе.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Сказочная ярмарка», аудиозапись с фразами героев сказок, иллюстрации к сказкам, рисунок художника Л.Владимирского «Волшебник Изумрудного города, портреты писателей, наклейки с изображением героев сказок, силуэты героев сказок, два ларца, атрибуты сказочных героев, детские рисунки «Моя любимая сказка», карточки с последовательностью событий к двум сказкам,
Если нет возможности использовать на занятии презентацию, то слайды можно заменить на иллюстрации.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание картин, иллюстраций к сказкам, рисование «Моя любимая сказка»

Ход НОД.
Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое литература? Верно! Это художественные произведения - сказки, стихи, рассказы и повести. У русского народа богатая история, культура. А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали своим детям. Так дошли сказки до нас. Как называются такие сказки? Правильно, русские народные сказки. Из таких сказок мы узнаем, как жили в старину русские люди, чему учили своих детей, о чем мечтали. Вы все любите слушать увлекательные интересные сказки. Давайте вспомним, чем отличаются сказки от других литературных произведений. Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают, и особенные «сказочные» слова. Поэтому сказку слушать всегда интересно и звучит она красиво, как песня. Сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Ребята, а какими словами начинаются сказки? (Жили – были; в некотором царстве, некотором государстве; было у отца три сына; однажды). А какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; Стали они жить поживать, да добра наживать; Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Правильно, молодцы!

Игровое упражнение «Угадай и назови»
Давайте вспомним, самые первые сказки, которые читала вам мама. Вы ведь помните их и сейчас, верно? Я прочитаю фрагмент русской народной сказки, а вы угадайте и скажите название. После того, как дети назвали сказку, на экран проецируется иллюстрация из этой сказки. Слайды 3-7.

1) Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком махнула, яичко упало – и разбилось. Курочка Ряба.
2) Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!. Репка
3) Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок
4) - Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить! Теремок
5) Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Маша и медведь

Игра «Смотри, не зевай и сказку угадай»
Мы с вами рисовали свои любимые сказки. Сейчас на экране будут ваши рисунки. Надо внимательно посмотреть на рисунок и назвать сказку, которая изображена. Но, только есть одно условие. Тот, кто узнал свой рисунок – не подсказывает. Договорились?
На экран проецируются рисунки детей. Слайды 8-14.

Игровое упражнение «Узнай и назови»
Среди сказок есть такие, которые написали писатели и поэты. В отличие от сказки народной, они имеют конкретного автора и называются литературными сказками. Многие русские поэты и писатели, очень любили народные сказки, рассказывали их по-своему. Вам необходимо внимательно посмотреть на фрагмент из сказки и назвать автора.
Сначала на экран проецируется иллюстрация из сказки, после ответа детей - портрет писателя.
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А.С.Пушкин Слайды 15-16.
- «Конек-горбунок» - П.П.Ершов Слайды 17-18.
- «Дюймовочка» - Г.Х.Андерсен Слайды 19-20.
- «Цветик-семицветик» - В.П.Катаев Слайды 21-22.
- «Айболит» - К.И.Чуковский Слайды 23-24.

Игровое упражнение « В стране сказок К.Чуковского».
К.И.Чуковский написал много сказок. Давайте вспомним некоторые его сказки. Продолжите название сказки. На экран проецируются иллюстрации книг Чуковского. Слайды 25-28
Муха-цокотуха
Краденое -солнце
Чудо-дерево
Федорино горе
У меня зазвонил Телефон

Игровое задание «Чудеса в Изумрудном городе».
На экран проецируется рисунок художника Л.Владимирского «Волшебник Изумрудного города». Слайд 29.
Посмотрите внимательно на рисунок художника Л.Владимирского. Вдаль убегает дорога из желтого кирпича. И вслед за ней туда же вдаль уходят двое. Но нет, простите, их уже трое. Вернее - четверо. А вот еще один, пятый, попутчик вместе со всеми бодро шагает по желтым кирпичам. Кто они – эти странные спутники: маленькая девочка в серебряных туфельках, ее верный пес, точнее песик, громадный лев, соломенное чучело и железный человек? Да ведь это старые знакомые – Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек и Трусливый лев. А идут они в изумрудный город за исполнением своих самых заветных желаний. В пути им помогает песенка. Давайте споем ее все вместе.
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной,
Дорогой не прямой.
Заветных три желания,
Исполнит мудрый Гудвин.
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
Интересная сказка - «Волшебник изумрудного города», которую написал А.Волков. Девочка Элли жила в обычной стране, помогала матери по хозяйству, но вдруг ураган занес Элли в волшебную страну.
Докажите, что страна, в которую попала Элли волшебная.
-здесь живут волшебницы (Виллина, Стелла, Гингема, Бастинда)
- живут сказочные существа (Страшила, Железный Дровосек, Людоед, Летучие Обезьяны)
- здесь встречаются волшебные вещи (волшебная книга, серебряные башмачки, Золотая Шапка)
- растут волшебные растения (смертельные красные маки)
- разговаривают не только люди, но звери и птицы.

Дидактическая игра «В начале – потом…».
Сейчас мы разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с иллюстрациями из сказок: одной команде « Морозко», другой - «Снегурочка». Вам нужно восстановить последовательность событий в сказках – разложить карточки в правильном порядке. Слайд 30 – на экран проецируются книги «Морозко» и «Снегурочка»
«Морозко»
Падчерица носит дрова в дом
Старик везет дочь в лес
Падчерица сидит в лесу под елью
Морозко подарил девушке короб с богатыми подарками
Старухина дочь сидит под елью и разговаривает с Морозко
Старуха встречает сани у ворот, а в них лежит старухина дочь
«Снегурочка»
-Старик и старуха лепят Снегурочку
-Наступила весна. Старик и старуха уговаривают Снегурочку пойти повеселиться со всеми.
-Девушки пришли за Снегурочкой в лес звать.
-Подружки гуляют по лесу.
-Снегурочка прыгает через костер.
-Над костром – белый пар, который поднимается в белое облачко.

Эстафета «Сказочный ларчик».
Напротив каждой команды стоит ларец и расположены изображения героев сказок. В сказочном ларчике лежат предметы, которые потеряли герои сказок – «потеряшки». Нужно добежать до ларчика, открыть его, взять предмет, определить, чья это вещь и вернуть «владельцу»- положить около изображения. Помогите любимым героям вернуть свои вещи.
(Сапоги, шляпа – Кот в сапогах; зеркальце, яблоко – Царица; ключик, колпак – Буратино; аленький цветочек – Аленушка, стрела – Иван; пропеллер, банка варенья – Карлсон; красная шапочка, корзинка с пирожками – Красная шапочка; игрушечная карета, хрустальная туфелька – Золушка; грязные тарелки, кастрюли – Федора; мыло, мочалка - Мойдодыр и т.п.)

Игра «Угадай-ка».
А сейчас очень сложное задание. Вам необходимо по силуэту определить героя сказки. (Царевна-лягушка, Буратино, Чиполино, Незнайка, Кот в сапогах) Детям показывают силуэты (проецированные на экране или вырезанные). Сначала на экран проецируется силуэт, после ответа детей – герой сказки. Слайды 31-46

Игровое упражнение «Кто я?»
Сейчас вы услышите голоса героев сказок. Угадайте, кто из главных героев сказал эти слова.
-Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (Колобок)
-Ловись рыбка, большая и маленькая! (Волк)
-Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! (Козлята)
-Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня! (Петушок)
-Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели? (Аленушка)
-Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли. (сестрица Аленушка)
-Сяду на пенек, съем пирожок! (Медведь)
-Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька)
-Битый не битого везёт (Лиса)

Дидактическая игра «Найди рифму»
Хочу предложить вам найти рифмы к словам, которые я вам назову. Напомните мне, пожалуйста, что такое рифмы? Правильно, это такие созвучия в конце строк стихов, которые делают стихи гармоничными и красивыми.
Колобок – румяный бок
Лягушка – квакушка
Буратино - картина
Медведи – соседи
Кувырком – верхом
Кит – спит
Царица- девица
Великан –океан
Утка – шутка
Мышка - книжка и т.п.

Дидактическая игра «Сказочная ошибка».
А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Художник рисовал и все время отвлекался. Вот и наделал ошибок. Наша задача – исправить их. Надо внимательно посмотреть на рисунки, найти ошибку и исправить ее.
Сначала на экран проецируется неправильный вариант, после правильного ответа детей – правильный вариант. Если дети затрудняются с ответом, но на экран выводится правильный вариант, и обсуждается.
1. Сказка Теремок. На Теремке сидит бегемот вместо медведя. Слайды 47-48
2. Сказка Колобок. На носу у лисы сидит Чебурашка вместо Колобка. Слайды 49-50
3. Сказка Курочка Ряба. На столе вместо мышки- белка. Слайды 51-52
4. Сказка Репка. Герои вместо репки тянут морковку. Слайды 53-54
5. Сказка Гуси-лебеди. На крыльях у лебедей сидит Буратино вместо мальчика. Слайды 55-56
6. Сказка Золотой ключик. У Буратино вместо ключика в руках молоток. Слайды 57-58
7. Сказка По щучьему велению. Емеля лежит на телевизоре, а не на печи. Слайды 59-60
8. Сказка Красная шапочка. На дорожке Красная шапочка встречает не волка, а - Жирафа. Слайды 61-62
9. Сказка Лягушка-путешественница. Летят утки, а на прутике у них вместо лягушки прицепился заяц. Слайды 63-64
10. Сказка Три поросенка. На полянке танцуют два поросенка и кот, а не три поросенка. Слайды 65-66

Игра «Таинственная картина». Цель: научиться угадывать героя по описанию, повторяя слова с трудными звуками.
Кто-то испортил наклейками иллюстрацию к сказке. Вам надо послушав описание – три слова, догадаться о ком речь, найти нужную картинку и убрать наклейку. Когда все наклейки будут убраны, появится иллюстрация к сказке. После того, как дети освободят картину от наклеек, на экране также можно вывести иллюстрацию – слайд 67.
- Рыжая, хитрая, пушистая – ЛИСА
- Серый, дикий, голодный – ВОЛК
- Круглый, съедобный, печёный – КОЛОБОК
- Трусливый, робкий, серенький – ЗАЯЦ
- Деревянный, длинноносый, задорный – БУРАТИНО
- Вредная, старая, страшная, – БАБА ЯГА
- Маленькая, хрупкая, красивая – ДЮЙМОВОЧКА
- Холодная, красивая, жестокая – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Игра «По страничкам любимых сказок»
А сейчас перелистаем странички любимых сказок, проверим, как вы их помните. За самый бы
- Кто прогнал лису из сказки «Заюшкина избушка»? (Петух)
- Кто во всём помогал Крошечке - Хаврошечке? (Коровушка)
- Какая по счету песенка Колобка оказалась последней? Почему? (Четвертая, лиса съела Колобка)
- Кто в сказке К.Чуковского купил самовар? (Муха)
- Кому непременно надо было попасть в Лимпопо? (Айболиту)
- Назовите транспорт Бабы-яги (Метла, ступа)
- Почему Иванушка превратился в козленочка? (Напился воды из следа от козьего копытца)
- Кто спас Красную шапочку? (Довосеки)
- Первая книга Буратино? (Азбука)
- Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые)
- Кто вырос из гадкого утёнка в сказке Андерсена? (Прекрасный лебедь)
- Из чего Фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)
- Что потеряла потеряла Золушка на балу? (Туфельку)
- Что попало в глаз Каю в сказке «Снежная Королева» (Осколок зеркала)
- Что в сказках закатывают на весь мир (Пир)

Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями сказок. Большое вам спасибо за вашу активность. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете сказки, помните и любите их. И надеюсь, что каждый из вас найдет среди множества сказок сказку по душе, и много-много раз встретится со своими любимыми героями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!