Для чего богу нужны люди. Зачем мы нужны Богу? Любить и быть любимым

Мы ведь все равно не оправдываем его желаний: ненавидим друг друга, убиваем, осуждаем, плодим всевозможные грехи, причем часто сами не догадываемся, что грешим. Мы дошли до того, что создали ядерную бомбу, как апогей абсолютного разрушения. Праведников в мире очень мало (себя я к ним не причисляю), в рай попасть очень трудно (для этого надо трудиться над собой всю жизнь), в ад – невероятно легко.

Человечество всю свою историю, по сути, только и делает, что катится в пропасть. Войны все кровопролитнее, разврат все более изобретательный, зависимости все более тяжелые. Да и другое хуже. Жизнь большинства людей ненавидима ими самими: школа – нервотрепка в университете – нелюбимая работа на сорок лет жизни – старость – смерть. Многие, очень многие встают с утра по отвратительной команде будильника с одной мыслью – быстрее бы всё это закончилось, а там пусть хоть ад, хоть что угодно. Так зачем все это?

Ответ Писания

Кратким ответом на вопрос «зачем Бог создал нас?» будет «для Своего удовольствия». Откровение 4:11 гласит: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Колоссянам 1:16 вторит этому: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». Быть созданными для Божьего удовольствия не значит, что призвание человечества – развлекать Бога или приносить Ему увеселение. Бог – творческое Существо и само творение приносит Ему удовольствие. Бог – Личность и Ему приносит удовольствие иметь других существ, с которыми Он может иметь искренние отношения.

Будучи созданными по образу и подобию Божьими (Бытие 1:27), человеческие существа имеют возможность знать Бога и, таким образом, любить Его, поклоняться Ему, служить Ему и иметь с Ним отношения. Бог не создавал человеческих существ, потому что нуждался в них. Как Бог Он ни в ком не нуждается. На протяжении всей прошедшей вечности, Он не ощущал одиночества, поэтому Он не искал «друга». Он любит нас, но это не то же самое, что нуждаться в нас. Если бы мы никогда не существовали, Бог все равно был бы Богом Неизменным (Малахии 3:6). Я Есмь (Исход 3:14) никогда не ощущал неудовлетворения из-за Своего вечного существования. Когда Он создал вселенную, Он делал то, что приносило Ему удовольствие, а так как Бог безупречен, Его действия были безупречными. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31).

Также, Бог не имел цели создать равных Себе. Логично, что Он не мог сделать так. Если бы Бог создал другое существо равной силы, ума и безупречности, тогда Он перестал бы быть единственным и истинным Богом по простой причине, что было бы два бога – а это невозможно. «Только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его» (Второзаконие 4:35). Все, что Бог создает, должно быть меньше Него. Созданная вещь никогда не может быть выше или равна Тому, кто сотворил ее.

Признавая полную власть и святость Бога, мы поражаемся, что Он короновал человека как верх Своего творения: «То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:5), и что Он снизошел, чтобы называть нас «друзьями» (Иоанна 15:14-15). Почему Бог создал нас? Бог создал нас для Своего удовольствия и чтобы мы как Его творение имели удовольствие знать Его.

Мысли верующих

Шлетта Светлана Геннадьевна

Господь создал людей для вечной жизни и поселил их в Эдеме. Душа и тело их были в гармонии друг с другом, и только после грехопадения люди стали смертны. Нам обещано, что тела наши воскреснут в судный день, каждая душа вернется в свое тело. Тогда праведники пойдут в жизнь вечную, а нераскаянные грешники во тьму кромешную. Душа и тело вместе. Господь дал нам тело не на краткий миг, а навеки. Господь не запретил пользоваться своим телом, но поскольку человечество поражено грехом, то не думает о душе, а только удовлетворяет телесные потребности, уподобившись во многом животным. А святые покоряли плоть духу, боролись с грехом, чтобы вернуть себе состояние Адама до его грехопадения.

Бог создает человека (мужчину и женщину), всесовершенного прекрасного, имеющего красивое и бессмертное тело, не знающее страданий и болезни, не ведающее, что такое страсти. Бог насадил для них заранее прекрасный сад Эдем. Целью Бога было восстановить число отпавших ангелов, но для того, чтобы человек вошел в ангельское достоинство, ему нужно было по любви к Богу соблюсти одну единственную заповедь – не есть плодов от древа познания добра и зла. В Эдемском саду не было никакого зла, там было только благо и непосредственное общение с Самим Богом, поэтому и познать там зло было невозможно, разве только вкусив от запретного древа. Само по себе дерево было такое же, как и все, но если человек съест от него, то это значит, что он нарушил заповедь и в нем нет послушания ради любви к Богу. Таким образом – это ослушание единственно возможное зло в Эдеме и имя ему – грех. Грех имеет жало смерти, любой человек, вкусив греха, вкушает смерть, которая начинается с болезни души и тела и завершается кончиной человека. И до ныне так. Человек от создания был чист и бесстрастен и тогда Бог попускает ему искушение. Итак змей, уловив момент приближения к запретному дереву Евы, начинает ее смущать хитрыми речами…

Если бы человек сохранил заповедь, то совершилось бы то прекрасное и тайное, что задумал о человеке Бог, но увы праотцы наши Адам и Ева соблазнились, заслушавшись лживых речей змия (диавола), они нарушают заповедь и даже не хотят признать своей вины, не каются, но обвиняют друг друга и Самого Бога. Так совершился первый основополагающий грех и, не будучи излечен покаянием, он впивается своим жалом в людей – человек становится смертным и самое страшное, он становится страстным. Восемь страстей поражают его душу, и человек тут же становится ниже всего тварного мира. Земля не хочет носить человека на своем теле, Солнце не хочет восходить, животные бегут от Адама, растения трепещут от ужаса… И тогда Бог, который прежде подчинил всю природу человеку, проклинает всю землю и космос, дабы они оказалась ниже человека и вновь подчинились ему. После этого Бог, который возлюбил свое творение человека и позаботился заранее, как спасти его в случае падения (непослушания), дает людям новый завет, что придет в мир Спаситель и спасет их от греха и смерти…

Только через Христа человек способен обрести ту праведность и святость, которая была бы дана ему (человеку) даром, соблюди он одну единственную заповедь в Эдемском саду. А теперь нужно со Христом победить все страсти, а их восемь, чтобы получить бессмертие. Тела же человеку будут возвращены в день всеобщего воскресения, но горе тем, кто не победил страсти, а взрастил их до гигантских размеров и с тем умер. Даже, если это только одна страсть.

Бакарас Виталий Николаевич

А вообще я думаю человек был создан и отличается от остальных в ракурсе самоопределения, выбора. Если у ангелов и падших ангелов есть четкое понятие о добре и зле, Боге и дьяволе, то человек лишен этого, и создает эти самые понятия в процессе жизни на основании собственного опыта, чем выгодно отличается как от первых так и от вторых, и результатами этого самоопределения может причислить себя как к первым, так и ко вторым…

Григорьева Эльвира

Он так полюбил мир, сотворенный собой. И создал подобных себе и подарил им этот мир. Люди – плоды любви.

Григорий Бондаренко

Он создал людей и поместил их в саду и Бог назвал этот сад «Эдем» – это слово переводится как «наслаждение». Библия нам говорит что Бог желает чтобы мы жили и наслаждались жизнью, что и подтверждает нам книга Бытие. А то, что мы щас не живём по Его замыслу, так это «спасибо» нашим пра-родителям Адаму и Еве. Бог-есть любовь, а значит он движим любовью и все его создания созданы из побуждения Любви.

У Бог есть определенный замысел в отношении человечества на земле. Бог Иегова желает, чтобы землю населяли счастливые люди, которые бы никогда не болели, не старели и не умирали. В Библии говорится: «Насадил Господь Бог рай в Едеме.. . и произрастил.. . всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» . Когда Бог создал первых людей, Адама и Еву, он поселил их в этом чудесном саду и заповедал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28; 2:8, 9, 15). Как видно, Бог хотел, чтобы люди рождали детей, возделывали землю и заботились о животных. Он желал, чтобы вся земля стала раем. Скоро Бог исполнит свой замысел и никто не сможет этому помешать.

Бог породил земных детей чтобы разделить с ними радость жизни, Он Сам наслаждается жизнью и в противном случае, Он вел бы себя как эгоист. Но любовь подвигла Его сотворить мир.

Ему было скучно, и он придумал игру с дьяволом.

«Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь, а пешки – мы с тобой.

Подвигают, притиснут – и побили,

И в темный ящик сунут на покой»

Омар Хайям

Каждый человек потенциально бог, но не Он. Бог один, и Ему одиноко.

Боги создали разумные машины по своему образу и подобию для одной великой цели – играть. Им на небе скучно вот и издеваются как хотят. Для начала принудили жертвы преподносить, а потом типа обиделись и начали массово убивать натравливая друг на друга.

Согласно религии думаю божество (а) создало человека для удовлетворения собственного эго, надо ведь демонстрировать силу, надо с кем то общаться. Хотя по пастафарианству это было сделано случайно с перепою.

Человечество создано чтобы быть Церковью Иисуса Христа. С ошибкой Адама путь немного продлился, но все же суть в этом. Не однократно об этом написано в Библии. Церковь есть невеста Христа. Как муж глава жены, так Христос глава Церкви.

Человек – венец Божьего творения, создан, чтобы прославлять своего Творца. «Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил всё и всё по твоей воле существует и сотворено» (Откровение 4:11).

Потому что Он – Творец.

Зачем художник создал картину? Затем, что он – художник и его произведение является отражением его души, внутреннего мироощущения. «По образу и подобию», то бишь Господь создал человека для любви, а любовь подразумевает свободу ее отвергнуть, что и было сделано, хотя неосознанно, первым человеком. Бог же пошел на самую великую жертву, чтобы возвратить к Себе любимых детей – отдал Самого Себя бессмертного на муки и смерть. Вот – цена любви и главный урок, который мы должны выучи

В Библии часто Иисус называется женихом, а Его церковь – невестой. И даже написано, что тайна сия велика весьма. Лично я верю, что люди созданы для Иисуса по той же причине, что и Ева для Адама.

Вот эта причина:

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному … (Быт.2:18)

Я верю, что как само творение мужа и жены есть прообраз Иисуса и церкви, так и эта фраза пророческий прообраз. Похоже, что Иисус сразу как бы в теле что-ли был. Иначе, кого Моисей видел со спины? И Ему было «не хорошо одному».

Выводы

Зачем Бог создал человека? Бог сотворил человека, чтобы, глядя на него, испытывать радость. Поэтому высшая цель жизни человека – возвращать радость Богу. Каким должен быть человек, чтобы принести Ему радость и проявить свою изначальную ценность во всей полноте?

Человек сотворен, чтобы стать объектом Бога и вернуть Ему радость через проявление свободы воли и свободы действий. Он не может стать объектом Божьей радости, пока не узнает Его волю и не начнет прилагать усилий, чтобы жить в соответствии с ней. Обретя способность познать, что скрыто в Сердце Бога, живя согласно Его воле, человек проходит период развития и становится совершенной личностью. При сотворении люди были наделены необходимыми для этого качествами. Поэтому Адам и Ева до грехопадения, а также пророки и святые всех времен могли иметь – хотя и несовершенные – отношения с Богом.

Тот, кто достиг совершенства личности, становится храмом Божьим, и Святой Дух пребывает в нем. Живя в полнейшем единстве с Богом, совершенный человек обретает Божественную природу. Такой человек, очевидно, не может совершить грех и не может пасть.

Почему Бог нуждается в Адаме и Еве и почему они нуждаются в Нем? По двум причинам. Прежде всего, потому что идеал любви Бога можно осуществить только с помощью Адама и Евы, и, во-вторых, потому что невидимый Бог может стать видимым в образе совершенных мужчины и женщины. Иными словами, Адам и Ева должны были стать видимой формой Бога, и Бог через них получил бы возможность вступить в отношения с видимым материальным миром.

Зачем Бог создал человека? Бог пребывает в духовном мире как бестелесная Сущность, и, значит, Он не может управлять Вселенной. Стало быть, Ему нужно облечься в материальное тело, словно в маску. Следовательно, Он создал человека, чтобы обрести тело, стать Царем и править Своими потомками, сыновьями и дочерями, рожденными на земле.

Видео

Источники

    https://azbyka.ru/forum/threads/zachem-bog-sozdal-ljudej.3058/ https://www.bibleonline.ru/qa/251-why-create/

Может ли Бог стать нашим другом? Неужели Творец, который руководит законами физики, влияет на историю нашего человечества, решает судьбы мировых империй, желает познакомиться со мной лично? Неужели среди семи миллиардов людей, Ему интересна моя «незначительная» жизнь?

Центр творения

Так же как невозможно представить себе бесконечность Вселенной, невозможно представить себе величину её Творца. Эта величина для нас недосягаема. И речь здесь идёт не о физической величине, а о величине Его сущности. Мы лишь понимаем, что Бог невероятно велик, но даже не догадываемся о том, насколько Он в действительности велик.

Творческие люди поймут меня, если я скажу, что творцы отражаются в своих творениях: писатели в своих книгах, художники в своих картинах, композиторы в своих музыкальных произведениях. Вглядываясь в звёздное небо или просторы океана, можно увидеть ту частичку величия, которую представляет собой Бог. Но центром Его творения является человек.

Возникает вопрос, зачем Богу вообще понадобилось создавать человека? В чём заключается его уникальность по сравнению с другими творениями? Зачем мы нужны Богу?

Этот же вопрос я могу задать моим родителям: зачем я понадобился вам? Не думаю, что получу на него однозначный ответ. Скорее я услышу несколько позитивных факторов, которые я привнёс в их жизнь своим появлением. Уверен, Бог бы ответил мне точно так же. Я хочу выделить три фактора, которые, как мне кажется, играют самую важную роль в наших отношениях с Ним.

Любить и быть любимым

Часто в детстве я задавался вопросом: «Как же я выдержу целую вечность на небе? Ведь как можно целую вечность оставаться послушным?» Такая перспектива нисколько не вдохновляла меня. Почему я задавался этим вопросом? Потому что в детстве религия ассоциировалась у меня с дисциплиной. И только повзрослев, мои ассоциации начали меняться. Я понял, что родителям важно, в первую очередь, не послушание их детей, а их искренняя любовь к ним. А уже основываясь на этой любви, родители пытаются вырастить «хороших» людей.
Богу важны наши мотивы. Он хочет, чтобы наше послушание и наша верность исходили не из страха, а из любви. Он создал нас не для того, чтобы иметь армию зомби, верно следующую букве закона. Он создал нас для того, чтобы любить и быть любимым.

Многим непонятно, зачем Бог отдал Иисуса на смерть ради нашего спасения. Ведь, казалось бы, мир настолько погряз в грехе, что легче уничтожить его в один миг и создать новых людей, чем сражаться за тех, кто живёт сейчас? Что в нас такого особенного, чего не было бы у других людей, созданных вместо нас?

Я уверен, что отцы и матери, читающие эти строки, могут понять такую любовь. Ведь невозможно заменить своего ребёнка кем-то другим или разлюбить из-за его поступков. Можно ненавидеть его поступки, но не его самого. Xотя Бог говорит, что если даже женщина и забыла бы дитя своё,«то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).

Понимать и быть понятым

Когда мы строим с кем-то взаимоотношения, важно не только любить, но и пытаться понять человека. Часто супружеские пары распадаются именно из-за того, что не прикладывают усилий, чтобы понять друг друга. Часто в ссорах с мужьями девушки бегут к своим мамам, потому что вспоминают, что в родительском доме их всегда понимали, несмотря ни на что. Человек нуждается в понимании так же сильно, как и в любви.

Нас может окружать огромное количество людей, но если нам кажется, что нас никто не понимает, мы всё равно будем чувствовать себя одинокими. И всё же, никто никогда нас так не поймёт, как Бог, знающий все потайные уголки нашей души. Он, Тот, Кто совершенно не понят этим миром, знает, что мы чувствуем, лучше нас самих. Он хочет понять и утешить нас. Нам лишь нужно открыться и довериться ему.

Бог также хочет, чтобы и мы Его понимали. Он хочет, чтобы мы понимали Его мотивы, Его закон, Его характер… Очень многие люди пренебрегают этим. Им кажется, что, соблюдая правила и обряды, они полностью выполняют свой религиозный долг. Но Бог так и остаётся непонятым.

Бог хочет сделать из нас глубоких личностей с глубоким мышлением. Только так мы начнём по-настоящему понимать Его. Порой нужно пройти через серьёзные испытания, чтобы научиться этому. Но эти испытания настолько сближают, что могут сделать нас с Богом настоящими друзьями.

Дружба и общение

Богу, как и родителям, интересно с нами в любом нашем возрасте. Он хочет быть для нас не просто блюстителем порядка, а настоящим другом, к которому мы можем обратиться в наших молитвах в любую минуту. Как бы мы сильно ни стремились к общению с ним, Он стремится к нему ещё больше.

Заметьте, что сначала Бог создал Адама, а лишь через некоторое время Еву. Это для того, чтобы построить отношения с Адамом перед тем, как он начнет их строить с Евой. Да, «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18), без человека. Но ещё хуже ему быть без Бога.

Бог создал мир, в котором хотел напрямую общаться с каждым человеком. Но грех разделил эту прямую связь. В вечности же мы снова обретём её, и наше общение снова станет полноценным.

В нашем современном обществе бытуют две крайности: утверждение о том, что мы случайны, и утверждение о том, что вокруг нас вертится Вселенная. Мы не случайны, но мы и не боги. Мы Его дети. И несмотря на то, что нас невероятно много, Иисус всё равно жаждет стать другом каждого из нас. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20).

Андрей Гомер

Даже больше, чем вопрос о существовании бога, меня занимает вопрос, зачем человек нужен богу, а бог — человеку.
Действительно, бог, по идее, является существом самодостаточным. Я достаточно долго пытался найти ответ на вопрос «зачем богу человек?» в самых разных источниках и, в сущности, не нашёл. В основном всё сводится к тому, что бог, будучи Любовью, нуждался в объекте любви (ну чтобы было кого любить и чтобы его любили), а как у творца, у него чесались руки создать что-нибудь эдакое.

Что ж, мотивация вполне достаточная и понятная. Однако подобная мотивация не объясняет того, почему человек был создан столь несовершенным. Да, в конце концов, зачем было изгонять любимых существ из эдемского сада? Ведь мог пожурить, объяснить и простить. Ан нет, изгнал.
Не очень мне в это верится – несимпатичный какой-то поступок для любящего отца. Думается мне, что вся эта история про потерянный рай была придумана самим человеком – ведь всегда хочется верить, что было, было счастье у людей, да утеряли его по собственному раздолбайству.
Мне кажется, всё обстоит несколько по-другому. Да, разумеется, и Любовь и Жажда Творчества, несомненно, сыграли свою роль в творении человека.
Но меня мучает вопрос: как можно желать сотворить и любить то, что тебе известно заранее? Причём известно до последней элементарной частицы, до мельчайшего временного отрезка! Ведь творчество – это создание нового, ранее не существовавшего. А Он – Творец с самой большой буквы. Как он мог творить то, что ему заранее известно? Я имею в виду его всезнание и то, что о людях ему абсолютно всё известно: о их прошлом, будущем, мыслях, поступках. Какой интерес в таком творении?
Любовь? Какой может быть интерес в любви того, кто тебе не просто абсолютно подчинён, а кто тебе абсолютно известен и читаем? Любовь абсолютного раба? Фу-у! Любить его, наверное, ещё можно, но считать его любовь за полноценную – увольте. Полноценна любовь только существа свободного в выборе любви.
Значит, человек был создан свободным в своём выборе и обладает свободой воли. А это, в свою очередь, значит, что он не может быть абсолютно прозрачен для кого бы то ни было, в том числе, и для своего создателя. И, прежде всего, для своего создателя, ибо был создан им для того, чтобы мочь полноценно любить.
Вы скажете, что я исхожу из логики человека? А мне другой не дано! Пользуюсь тем, что есть. И если кто-то обвинит меня в этом, то я не приму этих обвинений.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — что это значит? Что значит «безвидна и пуста» и «тьма над бездною»?
Первый вариант – ничего не известно и ничего не видно. Но для существа всезнающего этот вариант, скорей всего, не подходит. Для него не может быть тьмы, как неизвестности.
Второй вариант, как ни парадоксально – это абсолютное всезнание. Есть такое понятие, как сенсорная депривация или сенсорное голодание. Оно возникает, когда мозг человека не получает сигналов извне. Например, у человека отключено несколько органов чувств. И тогда мозг начинает испытывать информационный голод. Да, те знания, которые у него есть, никуда не делись, но нет ничего нового.
В небольших «дозах» сенсорная депривация используется в психотерапевтических целях. А вот в больших – это тяжелейшая пытка, люди сходят с ума.
Представьте себе, как от информационного голода должно страдать всезнающее существо! Ему известно всё: что происходило, что происходит и что произойдет не только до скончания времён, но и после! По сути, всезнание можно приравнять к нахождению в кромешной тьме, так как разум не получает никаких новых сигналов и вынужден вариться только в уже имеющейся информации.
Какой выход? Да, конечно, создать то, что обладает собственной волей – человека! Который, уже своей волей, сможет внести неопределённость в будущее и тем самым создать возможность для возникновения новой, неизвестной информации.
Сейчас меня обвинят в приписывании богу корыстных мотивов – мол, он создал человека руководствуясь только Любовью, а не какими там соображениями об избавлении от какой-то сенсорной депривации. Но, по большому счёту, потребность дарить и получать любовь — тоже потребность. И потребность в творчестве – потребность. И сенсорное голодание очень сильно перекликается с жаждой творчества.
И, да, бог создал человека, пожертвовав своим всезнанием. И, да, будучи движим жаждой творчества. И, да, испытывая потребность любить и быть любимым. Причём не рабом, а свободным существом. Человеком!
Я уже писал статью о косвенном доказательстве существования бога – этим доказательством является существование причинно-следственной связи. Вселенная подчинена законам этих связей, в противном случае существовал бы только хаос. Но наличие этих законов позволяет вычислить всё в этой вселенной и получить всезнание, что и в состоянии сделать бог. А разорвать эти связи, может только он и существо, созданное по его образу – человек.
Человек создан богом, чтобы стать его соавтором в творении вселенной.

И есть не менее важный вопрос — зачем бог человеку?

  • Рубрика

Comments are closed.

    Приветствую Вас, уважаемый дилетант. Мне близки ваши рассуждения. С точки зреня т.н. здравого ума, жизнь (бытие) не имеет смысла по определению. К этому выводу пришли оч. многие здравомыслящие. В т. ч. и »наше всё» Пушкин (дар напрасный…), Лермонтов (И скучно и грустно) , Блок (Ночь. Улица. Фонарь…). А поему, жизнь человеку в принципе не нужна. Но это самое здравомыслие говорит человеку, что он самостоятельно не в праве выйти из игры ибо несвободен. Зависим от Создателя. Вся т.н. свобода выбора заключается в свободе выбора между гильотиной, висилицей и расстрелом (М. Веллер). В надежде, что либо гилотина заклинит, либо веревка оборвется, либо патрон даст осечку. Не нужен Бог здравомыслящему человеку. Он просто вынужден с ним находить понимание. Жизнь нам навязана… (Омар Хаям). Очень многие не находят. Большинство слепо верит в него, но не ему.
    Что скажете?

    Здравствуйте, Виктор! Если вы о том, что здравомыслящему человеку бог не требуется, то я соглашусь лишь от имени тех здравомыслящих людей, которым он не требуется. И не соглашусь от имени тех здравомыслящих, которые в нем нуждаются.))) Я, вообще, очень осторожно отношусь к утверждению «каждый настоящий … должен …». Пусть здравомыслящий сам решит, что ему нужно. В том числе и бог, и вера в него. Это вопрос сугубо личный.
    А если говорить более общо — зачем человеку бог, то и тут пусть каждый ответит сам.

    Логика правильная, но… Никакое совершенное владение логикой не гарантирует получение правильного ответа. Логика — это как «кувалдометр»: ты можешь сколь угодно размахивать им в воздухе без какого либо полезного эффекта. Эффект может возникнуть только при наличии объекта воздействия; в нашей ситуации это — Жизненный Опыт, — как личный, так и человечества. Плюс, естественно, мотивация — Сознательный выбор Свободного человека — выбор между Богом и Дьяволом.

    Логика — инструмент, но и опыт — тоже инструмент. А уж как им пользоваться…

Несмотря на то, что на эту тему написано уже немало статей, она по-прежнему остается актуальной. Мы попросили ответить на этот и другие вопросы старшего духовника Московской епархии, настоятеля Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерея Валериана КРЕЧЕТОВА. Беседует с отцом Валерианом корреспондент портала «Православие и мир» Наталья Смирнова.

Человек – это его вера

— Отец Валериан, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?

— Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27). Это состояние, про которое Иван Киреевский писал, что коренное убеждение веры должно пронизывать все мысли, чувства и действия. «Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце — собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек — это его вера».

Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе», можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное, — голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно — поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь — «не важно»». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

— Может быть, это происходит потому, что в современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие …- А я могу объяснить, откуда это берется. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение — будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было » — прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

— Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

— Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то — нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо — у Бога несправедливости быть не может.

— Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

— Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы — положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

— Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время — «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

— Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:

«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».

— Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

— Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

— Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

— Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

— Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто — так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

— Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят — мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.

Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

— Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

— Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках — это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум — только видимое, поэтому он — как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

— Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

— Самое главное — стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Светское образование: высшее, Московский лесотехнический институт, духовное: МДА. В 1969 году рукоположен епископом Дмитровским Филаретом. Настоятель Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!