Почему мы празднуем Старый Новый год? Старый Новый год: история, традиции и приметы праздника  Почему старый новый год отмечается 13

Почему Старый Новый год отмечают 13 января

Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского - календаря "старого стиля" и григорианского - календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, а Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.

С 1 марта 2100 г. разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 г. Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

Практически все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 г. совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.

Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

В России до 1918 г. приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если в Новый год бывает ветер - к урожаю орехов"; "Новый год - к весне поворот"; "Новый год - санки на ход"; "Новый год первый час дня набирает".

Кроме того, 14 января (1 января по старому стилю) в старину носил название Васильева дня ‑ празднование памяти св. Василия Великого Кесарийского - и имел решающее значение для всего года.

В этот день было принято проводить всевозможные гадания и древние обряды. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером. Особенно его ждали незамужние девушки, которые в это время охотно гадали. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется.

Святого Василия считали "свинятником" - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

Поэтому основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Согласно поверью, жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год; мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха - чтобы быть легкими, как птица.

Интересен был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову.

Был еще обычай на Васильев день с особыми обрядами варить кашу. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя - они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь - с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая - такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался - это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

В старину в Васильев день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.

Хозяева дома давали посыпальщику что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.

По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге - пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.

Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.

В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.

Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах.

В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.

Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.

В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "правильный Новый год".

Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком ‑ сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста ‑ попареницу.

В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.

В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.

Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 г. изловил ужасного монстра.

Считалось, что в 1000 г. монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.

Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан". В этот день не бывает фейерверков или шампанского. "Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом.

С 1752 г. в Соединенном Королевстве действует григорианский календарь, где Новый год наступает 1 января. Но маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю, и в отличие от всей страны именно 13 января у них официальный выходной.

Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстала" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного, настроенного против католической церкви феодала. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.

Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.

Для местных жителей "Хен Галан" - это праздник добрососедства и "открытых дверей" - но открытых для своих. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Http://rian.ru/spravka/20110113/320985003.htm

Когда Новый год и Рождество позади, отгремели фейерверки и хлопушки, закончились обильные веселые застолья, и «длинные» каникулы наконец подошли к концу, впереди остается еще один странный праздник, на «закуску» - Старый Новый год. Многие россияне, даже не зная, в чем его суть, не забывают его отмечать - чтобы продлить себе праздники. Историю и традиции Старого Нового года изучил корреспондент .

История с календарями

Юлий Цезарь, захвативший власть в Древнем Риме, в 45 году до н. э. для простоты управления своей державой ввел в обращение новый календарь. Честолюбец и военный гений, опиравшийся на самую совершенную в свое время административную и военную систему, он даже не мог помыслить, что пройдут считанные столетия - и «вечная» Римская империя канет в историю, а ее система летоисчисления, разработанная учеными - александрийскими астрономами во главе с мудрецом Созигеном, каждые 128 лет будет накапливать лишний день и в конечном итоге устареет.

Своим падением юлианский календарь в значительной степени обязан торжеству христианства. Благочестивые католические астрономы к ХVI веку убедились, что праздник Рождества Христова, первоначально совпадавший с днем зимнего солнцестояния, начал все больше сдвигаться в сторону весны. В результате в 1582 году папа Григорий XIII, прославившийся не только жестокими гонениями на протестантов, но и ученостью, распорядился ввести более точный календарь, получивший по его имени название - Григорианский.

Духовная паства Римско-католической церкви быстро приняла нововведение. Протестантская Европа долго сопротивлялась, но в основном из духа противоречия папскому престолу - удобство нового летоисчисления сознавали и там. Дольше всех, до 1752 года, продержались консервативные англичане и шведы, но в конце концов сдались и они.

Российская империя недаром гордилась званием Третьего Рима - она была верна римскому юлианскому календарю до конца. Однако после Октябрьской революции декрет Совнаркома от 26 января 1918 года унифицировал систему летоисчисления в России со всем миром. Только Русская Православная церковь, не подчинившись безбожным большевикам, отлучившим ее от государства, сохранила верность юлианскому календарю. Так возник российский феномен новогодних праздников - Рождество после Нового года и традиция отмечать Старый Новый год с 13 на 14 января, то есть по «старому стилю», как неотъемлемая часть нашей новогодней эпопеи.

Васильев день

Праздник Старый Новый год обязан своим появлением как неистребимой привычке советских граждан найти повод отметить что-нибудь веселым застольем, так и народным обрядовым и религиозным традициям, связанным, в частности, с церковным праздником - днем Василия Великого, приходившимся на 14 января старого стиля. Не секрет, что в русских народных обычаях, особенно крестьянских, христианские обряды неразрывно и органично переплетаются с дохристианским наследием.

Христианский святитель позднеримской эпохи, религиозный философ и писатель, архиепископ Василий Кесарийский у русского крестьянина назывался Василий Солноворот, что связано с днем зимнего солнцестояния, и Василий-свинятник - покровитель свиноводства. Васильев день приходится на окончание строгого Рождественского поста (28 ноября - 6 января), на протяжении которого верующие воздерживаются от новогодних празднеств.

День почитания святого Василия вписывается в Рождественские Святки - 12 веселых дней между Рождеством и Крещением Господним, когда не возбраняется радоваться и веселиться, а также разговляться за праздничным столом. Поэтому в этот день, как дань почтения Василию-свинятнику, украшением трапезы по обычаю являлась запеченная свиная голова, жареный поросенок или другие блюда из свинины, а в домах победнее - печенье в форме свинок или прочего домашнего скота.

А вот интересный народный обряд у славян - обсевание или посевание, исполняемый в православных странах на 13-14 января, имеет явно дохристианские корни и приурочен к зимнему солнцестоянию, когда светило «поворачивает на весну» и означает задабривание будущего сева и урожая. Отсюда и другое, простонародное название Васильева дня в русском крестьянском обиходе - Овсень, а также Бусень и Таусень в Украине и Белоруссии.

Обряды хлеборобов связаны с культом зерна как залога благополучия и выживания крестьянской общины. В наши дни их сохраняют в первую очередь реконструкторы фольклорных традиций, но еще сто лет назад они чтились в каждой большой патриархальной крестьянской семье от Буга и Карпат до Сибири. Открывали праздник дети, символ весны и продолжения рода, которые ходили по домам и «сеяли» зерна из рукава или из мешка с присказкой: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу». Хозяйка дома - «большуха» - затем собирала это зерно в передник, и именно им открывали весенний сев.

С вечера 13 января по новому стилю в доме ставилась праздничная каша, как правило - гречневая, которая была не только угощением к праздничному столу, но и средством гадания на будущий урожай и благополучие дома. Переодевшись в чистые нарядные рубахи и помолившись, старший мужчина и старшая женщина в семье принимались за работу. Он приносил воду, она доставала из амбара зерно или крупу, растапливала печь и заваривала кашу с соответствующими приговорами и напевами. Младшие члены семьи наблюдали за ритуалом в благоговейном молчании, чтобы не отпугнуть от дома Жиценя - языческого древнеславянского духа жита, покровителя хлеборобов.

Когда «магическое» варево упревало, его водружали на стол и тщательно осматривали. Если каша «убежала» - жди беды «через край». Треснувший горшок тоже не предвещал ничего хорошего. Если зерна жестковаты - хозяйство худо-бедно, но продержится. В случае негативного прогноза кашу выбрасывали в реку. А если каша удалась на славу - урожай будет хорош, семью ждет процветание, и угощение можно подавать домашним.

Колядование и щедрование

Колядки

Вечером на Васильев день молодежь ходила по селу колядовать. Так как исконным смыслом этого праздника было заклинание щедрого урожая, это называлось также - щедровать. У украинцев и белорусов за этим вечером закрепилось название Щедрого.

Рефрены «васильевских щедрований» некоторые ученые-фольклористы находят даже более разнообразными, чем у рождественских колядок, и усматривают в этом отголоски языческих ритуальных песнопений. Впрочем, не забыт в них и христианский покровитель этого дня - святой Василий: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Хозяин должен был как можно обильнее одарить горластых полуночных певцов угощением и мелкими деньгами не только чтобы они поскорее убрались вопить к соседям, но и удача в полевых работах и сборе урожая не отвернулась от него. Присутствует в щедровании на Васильев день и шествие с ряжеными, которое во многих регионах имеет специфику. Общеславянские ряженые - «коза», «волк», «тур», «медведь» - сопровождаются, например, в некоторых областях Белоруссии красивой нарядной девушкой - Щедрой, а в Украине - Василем и Маланкой.

Ночью под Старый Новый год принято также гадание девушек на суженого - на ореховых скорлупках, на гребешке, на угольках, на пирогах и т. д., хотя этот обычай относится ко всему периоду Святок.

Традиция «щедрования» и заклинания урожая в предновогоднюю ночь существует у всех славянских и большинства европейских народов в разнообразных формах. При этом у католиков и протестантов, а также у части зарубежных православных она привязана к григорианскому календарю.

Старый Новый год в других странах

Зимний Белград

Помимо РПЦ, верность юлианской системе летоисчисления сохраняет еще ряд поместных церквей - Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая, несколько древневосточных церквей, среди которых Эфиопская и т.д. С этим связаны традиции отмечания Старого Нового года и святого Василия 13-14 января, сохранившиеся в ряде стран.

Сербы даже именуют Старый Новый год Сербским (Српска Нова година). Кстати, несмотря на историческую популярность в Сербии свиноводческого хозяйства, Васильев день у сербских крестьян считается «профессиональным» праздником не свинопасов, а сыроваров. Праздник тоже сопровождается шествием ряженых - молодых парней, изображающих шуточную свадебную процессию. В некоторых районах страны существует обычай на Василия Великого вносить в дом «бадняк» - затейливо украшенный букет из дубовых веток или просто дубовое полено, который заготовляют на Рождество и в Сочельник сжигают в очаге или на костре.

Разумеется, у таких любителей вкусно поесть, как сербы, Васильев день не обходится без кулинарного «специалитета». На стол подают «василици» - аппетитные кукурузные пироги с каймаком - густыми створоженными сливками, а также «попару» - блюдо из кукурузного хлеба, залитого горячим молоком с добавлением брынзы, масла и оливок.

Отмечают Старый Новый год также в Македонии и изредка - в Болгарии, но там это скорее обычай, перенятый у русских в эпоху социализма. Кроме того, в Западной Европе в ночь с 13 на 14 января садятся праздновать не только выходцы из бывшего СССР. Жители швейцарского полукантона Аппенцелль-Иннероден, суровые горцы-протестанты, в XVI веке также не приняли календарную реформу папы Григория и отстояли свое право отмечать Новый год по юлианскому календарю.

Михаил Кожемякин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского - календаря "старого стиля" и григорианского - календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, а Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.

С 1 марта 2100 г. разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 г. Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

Практически все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 г. совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.

Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

В России до 1918 г. приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если в Новый год бывает ветер - к урожаю орехов"; "Новый год - к весне поворот"; "Новый год - санки на ход"; "Новый год первый час дня набирает".

Кроме того, 14 января (1 января по старому стилю) в старину носил название Васильева дня ‑ празднование памяти св. Василия Великого Кесарийского - и имел решающее значение для всего года.

В этот день было принято проводить всевозможные гадания и древние обряды. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером. Особенно его ждали незамужние девушки, которые в это время охотно гадали. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется.

Святого Василия считали "свинятником" - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

Поэтому основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Согласно поверью, жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год; мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха - чтобы быть легкими, как птица.

Интересен был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову.

Был еще обычай на Васильев день с особыми обрядами варить кашу. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя - они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь - с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая - такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался - это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

В старину в Васильев день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.

Хозяева дома давали посыпальщику что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.

По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге - пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.

Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.

В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.

Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах.

В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.

Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.

В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "правильный Новый год".

Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком ‑ сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста ‑ попареницу.

В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.

В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.

Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 г. изловил ужасного монстра.

Считалось, что в 1000 г. монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.

Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан". В этот день не бывает фейерверков или шампанского. "Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом.

С 1752 г. в Соединенном Королевстве действует григорианский календарь, где Новый год наступает 1 января. Но маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю, и в отличие от всей страны именно 13 января у них официальный выходной.

Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстала" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного, настроенного против католической церкви феодала. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.

Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.

Для местных жителей "Хен Галан" - это праздник добрососедства и "открытых дверей" - но открытых для своих. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.

Старый Новый год – это неофициальный, но необычайно теплый, радостный и волшебный праздник, который отмечается в ночь с 13 на 14 января. Этот дополнительный Новый год получился в результате смены порядка летоисчисления, так что его можно считать культурно-историческим феноменом.

Откуда взялся этот праздник

Путаница с празднованием Старого Нового года началась в 1918 году, когда вместо юлианского календаря был введен григорианский, и в нашу жизнь вошло понятие «старого» и «нового» стиля. При этом тот день, который веками считался первым января, «переехал» в календаре на 14 января. Для тех, кто не захотел менять привычки, он и остался праздником.

К тому же, отмечать Новый год с 13 на 14 января оказалось логичнее для православных верующих, которые привыкли праздновать его через 6 дней после православного Рождества. А вот праздник с 31 декабря на 1 января они старались не отмечать, поскольку он выпадал на Рождественский пост, когда праздничный стол не накроешь, вина не выпьешь и не повеселишься вволю. Да и вообще, в общественном сознании еще с XIX века Новый год считался праздником развеселым и буйным.

«Новый год – это то же самое, что и поход ряженых в деревне, – пишет в своем очерке историк Лев Лурье . – Это то время, когда люди могут вести себя как бы неприлично. После Нового года и вовсе наступает время девичьих гаданий. Гадали, конечно, на женихов – давали петуху клевать овес, топили воск, пускали в лоханку бумажки с именами потенциальных женихов, использовали зеркало». Традиции гаданий – языческие, православной церковью они не только не приветствовались, но и запрещались. Конечно, во время поста все это делать было явно неуместно.

Почему мы до сих пор отмечаем его

К слову, никакой научно обоснованной даты начала нового года не существует. Это предмет общественного договора. Людям просто удобнее унифицировать календарь и считать, что во всех странах календарный новый год начинается в ночь с 31 декабря на 1 января.

Так, почему бы не остановиться на этой прекрасной дате? Ведь сейчас даже православные верующие не отказываются отмечать Новый год вместе со всеми. Тем не менее, ежегодные опросы «Левада-центра» показывают, что традиция праздновать Старый Новый год в нашем обществе не только не отмирает, но год от года только крепнет. Число людей, которые отмечают этот праздник, растет и составляет в последние годы уже от 43 до 47% опрошенных.

Ученые считают, что есть несколько причин для этого. Первая состоит в том, что в нашей культуре традиционно приветствуется все, что подтверждает мысль о загадочности русской души. «Нашему народу в целом нравится идея, что у России свой неповторимый третий путь, – говорит эксперт Центра политических технологий, социальный психолог Алексей Рощин . – Поэтому у нас есть свой специфический праздник – Старый Новый год. Это нам позволяет чувствовать, что мы выделяемся на фоне всеобщей глобализации». Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что Старый Новый год отмечают не только в России, но и в большинстве стран СНГ, а также в бывших республиках Югославии.

Вторая причина, по мнению психологов, кроется в том, что наша затяжная холодная зима и нехватка света провоцирует нас на сезонную хандру. А праздники – лучшее средство для борьбы с нею. Праздничные гирлянды, разноцветные фонарики, веселая кутерьма, застолье, желание побаловать себя едой и алкоголем. Вот мы и хватаемся за любую возможность не впадать в зимнюю депрессию. Как еще можно победить ее,

Третий источник того, почему нам так хочется продлить новогодние праздники, вытекает из предыдущего. «Дело в том, что новогодние праздники лучше всего подходят для того, чтобы почувствовать себя детьми и побаловать нашего «внутреннего ребенка», который спрятан в душе каждого из нас, – говорит психолог Оксана Полещук . – Елка, мандарины, снег, каток, кафе, кино, возможность просто развлекаться, побыть бесшабашным, отодвинуть груз ежедневной ответственности, расслабиться, посидеть у телевизора, есть что хочется, не считая калорий, наконец, просто ничего не делать. Многим из нас, на самом деле, этого не хватает, а после праздников такой недостаток ощущается наиболее остро».

Об этом даже есть прекрасные стихи Юнны Мориц, которые Сергей Никитин положил на музыку, и получилась необычайно лиричная, чудесная песня:

Он старый, старый, он совсем уже не новый,

И все равно мы дети, мы – на елку,

И мы летим за этой призрачной добавкой,

За невозвратным и неповторимым,

Добавьте нам хоть Старый Новый год.

Успейте осуществить свои мечты

Наконец, важная причина растущей популярности Старого Нового года заключается в том, что в нашем разобщенном мире люди с каждым десятилетием все заметнее испытывают дефицит человеческого взаимопонимания. И поэтому мы все больше нуждаемся в теплом неспешном общении. Лучше всего – за праздничным столом, в кругу самых близких и понимающих людей. Может быть, именно поэтому буйным и развеселым, со стрельбой и танцами до утра остается праздник с 31 декабря на 1 января. А вот Старому Новому году сейчас отведена, скорее, роль тихого, задушевного, теплого и волшебного праздника.

Так что если вы чувствуете, что отпраздновали Новый год не так, как вам бы хотелось, а «как у людей»: с заполошной беготней по магазинам и тазиками салатов, то у вас еще есть шанс реализовать свои потаенные желания и встретить Старый Новый год так, как вы сами захотите. Или просто помечтать, отпустить свои мечты в необыкновенные дали, поверить в чудеса и вернуться хоть на некоторое время в такой чудесный мир – мир детства!

Татьяна Рублева

В ночь с 13 на 14 января граждане, в основном, Украины и России отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев

Чем Старый Новый Год отличается от традиционного никто толком объяснить не может, однако есть несколько версий: изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль.

История Старого Нового Года

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15 века на Руси официально определили начало Нового года – 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским. Так образовались два празднования Нового года - по новому и старому стилю.

Церковь про Старый Новый Год

Обычай встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней, так как разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год будут отмечаться на день позже.

Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Мнения ученых про Старый Новый Год

Старый Новый год - ненаучная дата, считают астрономы. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

Празднование Старого Нового Года

Несмотря на то, что этот день не для всех является праздником и даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет. С каждым годом количество желающих праздновать Старый Новый Год увеличивается и составляет уже более 60%. Среди тех, кто собирается отмечать «старый» Новый год – большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

Традиции на Старый Новый Год

Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия , который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями.

И ещё был своеобразный обряд – варение каши . В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Готовили кашу в печи, затем ее доставали и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

Интересен обряд хождения по домам , чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако многие её с удовольствием соблюдают. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз. Это шуточное гадание особенно нравится детям; иногда на местных пищевых предприятиях часто выпускают такие вареники – именно под Старый Новый год.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!