Учебные пособия для детей дошкольного возраста. Обучающая литература для детей: особенности и рекомендации. Для развития речи


Развитие ребенка в период дошкольного детства осуществляется стремительными темпами, поражающими воображение. Проходит оно одновременно в нескольких направлениях, каждому из которых следует уделять внимание. Эта ответственная задача возлагается на плечи взрослых, опекающих на первых порах еще несмышленого малыша. Актуальна контролирующая функция и в более старшем возрасте, совпадающем с периодом формирования представлений о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».

На протяжении многих лет книги ассоциируются с источниками получения знаний. Не так давно уровень благосостояния и интеллектуального развития семьи оценивался количеством имеющихся в доме книг и периодических изданий, из которых люди (в том числе и дети) черпали новую для себя информацию.

В наши дни увлекательный книжный мир является одним из немногочисленных способов отвлечения малышей от просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты чтения вслух фиксируется укрепление связей между взрослым и ребенком. Уделяемое на данном этапе крохе внимание в будущем окупится сторицей. Осознающий собственную важность малыш со временем превратится в сознательного гражданина, умеющего отстаивать собственную точку зрения и заботящегося о старших.

В идеале на книжной полке, отведенной для детских книг, найдется место для разноплановых образцов типографской продукции. Как показывает практика, проверенные временем шедевры классиков способны мирно уживаться с гениями современности. По уровню востребованности у детей и родителей со сказками и смешными рассказами успешно соперничают издания, ориентированные на детское творчество. Спектр подобной литературы весьма разнообразен. В него входят пособия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и т.д.

Родители, осознающие важность всестороннего развития любимого чада, фокусируются на приобретении достойных с их точки зрения изданий. Приглянувшиеся детям книжки неоднократно перечитываются, а не лежат мертвым грузом на полке. На этапе формирования детской части библиотеки желательно вспомнить собственное детство и набросать список книг, вызывавших в свое время неподдельный интерес. Пополнить перечень помогут знакомые и близкие родственники. С книжными новинками можно ознакомиться с помощью интернета. Для этого в поисковую строку достаточно ввести соответствующий запрос и прочесть отзывы.

Дети старшего дошкольного возраста могут посещать книжные магазины вместе со взрослыми. Вполне возможно, что в ходе подобных визитов юные книголюбы обратят внимание на оформление той или иной книги и захотят ее прочитать. Приобщение ребенка к регулярному чтению — сложный процесс. Родители не должны отбивать у малыша желание заниматься полезным делом. Приобретение понравившихся крохе изданий способствует поддержанию интереса к чтению и усилению тяги к получению новых знаний.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Бессменные лидеры


На сказках А.С. Пушкина выросло несколько поколений. С творчеством легендарного поэта знакомы и пенсионеры, и дошколята, делающие на жизненном пути первые шаги.
Творения великого мастера слова возглавляют не один десяток списков книг, рекомендуемых для чтения в период дошкольного детства.

В отдельную группу в отечественной литературе выделены русские народные сказки, ненавязчиво прославляющие трудолюбие, правдивость, сострадание, доброту, любовь к родине. Большим спросом пользуются переизданные книги советского периода. Качественно изготовленные экземпляры радуют хорошим содержанием и красочными иллюстрациями. В число последних вошли «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый» Самуила Маршака, «Кот Василий» Алексея Крылова и стихи Агнии Барто. Легко запоминающиеся стихотворные строки знакомят детей с незнакомыми гранями окружающей действительности. Не остается равнодушной малышня и к приключениям таких всемирно известных книжных героев, как Карлсон, Пиноккио и т.д.

Возрастные предпочтения

На этапе выбора книг целесообразно учесть возраст ребенка. Родители должны помнить о том, что не умеющие читать крохи не способны к восприятию объемных текстов сложного содержания. Вплоть до наступления четвертого по счету дня рождения преобладающая часть мам и пап концентрируется на развитии малыша. Следуя советам именитых светил в сфере педагогики родители отдают предпочтение обучающей литературе. Подобные издания ориентированы на формирование пространственного и образного мышления. Они расширяют представления дошкольника об окружающем мире и способствуют пополнению словарного запаса.

Книги для младшего дошкольного возраста

«Белый город» порадовал семейные пары, воспитывающие детей, не перешагнувших трехлетний возрастной рубеж. «Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет» удостоилась высокой оценки многих родителей благодаря присущей изданию лаконичности и доступности изложения. Даже не достигшие трехлетнего возраста дошколята, обучающиеся по данной книге, имеют представление о простых геометрических фигурах, могут озвучить названия ягод, овощей и фруктов, отличают грузовой автомобиль от пожарной машины и экскаватор от крана. Рассчитана на крох данного возраста и «Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше».

Полюбились потребителям также «Умные книжки» (издательство «Махаон») и «Школа семи гномов» (издательство «Мозаика-Синтез»), ориентированные на детей возраста 2-3 лет. Характерной чертой налаживаемого с их помощью процесса обучения является доступность подачи материала, объясняемая игровой формой изложения. Этот принцип является основополагающим для всех книг развивающей направленности, выпускаемых для малышей указанной возрастной категории. Благодаря перечисленным книгам дошколята с легкостью осваивают первые буквы, читают первые в их жизни слова, учатся определять время, формируют навыки логического мышления и знакомятся с простейшими математическими терминами.

16 3

Не могут отказаться многие родители и от приобретения так называемых книг-игрушек. Помимо литературной в них реализованы игровая и обучающая функции. Некоторые образцы (к примеру «Неваляшки-погремушки/Мои первые слова/Мамы и детки»), разрешено кусать и трясти. В эту серию также вошли «Книжки-пышки с пазлами/Мамы и детки».

Многие малыши обожают работать с наклейками. На таких ребят ориентирована «Школа малышей. У мные наклейки для детей 2-х лет. Развивающая книга с наклейками» и развивающий игровой плакат «Едем, плывем, летим», укомплектованный наклейками, предназначенными для многоразового использования.


Помимо классики востребовано творчество современных мастеров пера.
Сказка «Сережик» (автор Елена Ракитина) знакомит юных читателей с маленьким ежиком, за приключениями которого с интересом следят как дети, так и их родители. Стихотворные строки Джулии Дональдсон («Улитка и Кит», «Хочу к маме», «Любимая книжка Чарли Кука», «Груффало. Сказка в стихах») пользуются столь же высокой популярностью, как и рассказы Энн Хогард об ослике по имени Мафин и его веселых друзьях. Облаченные в рифму истории и ориентированная на детскую аудиторию проза учат ребятню интуитивно чувствовать добро и совершать правильные с точки зрения морали поступки.

Из необычных изданий следует отметить «Живую книгу» художника Эрве Тюлле (Франция). Интерактивное взаимодействие базируется на воображении крохи. Такой подход исключает возможность применения популярных в наше время цифровых устройств. Реакция родителей на этот эксперимент неоднозначная.

В число детских авторов, предпочитающих традиционный стиль подачи материала, входит Земцова О. («Развиваем внимание 2-3 года» и «Грамотейка. 2-3 года»). Составляют ей компанию Громова О. и Павлова Л. («Еще про зайку»), Карганова Е. («Чуня»), а также Розен М. и Оксенбери Х. («Идем ловить медведя») и Теплюк С. («Книга-мечта о том самом Зайке, о днях рождения, о большом и маленьком и тихих стихах. Детям от 1-3»).

Склонным к творчеству крохам можно приобрести издание «Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет» (автор Колдина Д.).

Книги для старшего дошкольного возраста

Повзрослевшие дети нуждаются в разнообразии. В этот период на отведенных малышам книжных полках должно находиться достаточное количество как отечественных, так и зарубежных сказок. Придуманные истории могут быть разбавлены детскими стихами и рассказами, подходящими по возрасту энциклопедиями и экземплярами, входящими в серию «Детский досуг».

На протяжении нескольких лет Рони Орен с его «Секретами пластилина» уверенно лидирует в самых разнообразных списках популярности. Эта книга открывает двери в волшебный пластилиновый мир. Над созданием забавных персонажей могут трудиться как дети, так и взрослые. Проведенные за увлекательным занятием часы пролетают незаметно. В минуты творчества малыши не вспоминают ни о компьютере, ни о телевизоре, что особенно радует заботливых мам и пап. Помимо этого книга оказывает неоценимую помощь в организации семейного досуга, заставляет родителей вспомнить собственное детство и сближает их с детьми.

Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. Конечно, эта закономерность прослеживается лишь в...

Знакомство с богатым на эмоции литературным миром можно начать со «Стихов и сказок для самых маленьких» (Маршак С.), «Книги сказок В. Сутеева» (Чуковский К., Сутеев В.), «Стихов и сказок для малышей в рисунках В.Сутеева» (Михалков С. и др.) или «Сказок Чуковского в картинках Владимира Сутеева» (Чуковский К.). Отечественная сказочная категория может быть дополнена «Сказками от слез» (Кутовая М.), «Сказками от капризов» (Столбова А.) и сказками Геннадия Цыферова.


Успешно прошли проверку временем такие произведения, как:

  • «Вини-Пух и все-все-все» (Заходер Б., Милн А.А.);
  • «Волшебник Изумрудного города» (Волков А.);
  • «Крокодил Гена и его друзья» (Успенский Э.);
  • «Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка» (Дружков Ю.);
  • «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе» (Носов Н.);
  • «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Толстой А.);
  • «Серебряное копытце» (Бажов П.).

К классике отнесены и рассказы для детей, написанные Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, А. Гайдаром и Л.Пантелеевым.

Высокой родительской оценки также удостоились следующие издания:

  • «Зимняя книга» и «Летняя книга» (Бернер Ротраут С.);
  • «Трям, Здравствуйте! И другие сказки» (Козлов С.);
  • «Жили-были ежики» (Усачев А.);
  • «Прогулки по лесу» (Махотин С.);
  • «Очень голодная гусеница» (Карл Э.);
  • «Ухти-Тухт» (Поттер Б.);
  • «Большой город, маленький зайчик, или мед для мамы» (Малкович И.);
  • «Что делать, если... » (Петрановская Л.);
  • «Ромашки в январе» (Пляцковский М.);
  • «Вежливый слон» (Лунин В. и др.);
  • «Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все»;
  • «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора»;
  • «Чудесные наклейки: Цветные картинки»;
  • «Чудесные наклейки. Любимые сказки» (Колдина Д.);
  • «Пианино-караоке/Зимние песенки»;
  • «Великая книга о Зайке, или полезные истории и беседы по картинкам для тех, кому еще не исполнилось 5».

Из всемирно известных зарубежных авторов могут быть предложены творения Андерсена Х. («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Гауфа В. («Маленький Мук»), Скарри Р. («Город добрых дел»), Грэма К. («Ветер в ивах. Сказочная повесть»), Джанни Родари («Приключения Чиполлино»), а также сказки Шарля Перро и братьев Гримм. В число менее прославленных произведений, достойно представляющих зарубежную литературу, входят «Маленький лорд Фаунтлерой» (Ф. Х. Бёрнетт), «Без семьи» (Г. Мало) и «Поллианна» (Э. Портер).

Для обучения дошкольников отлично подходят буквари (в частности, «Букварь для малышей от 2 до 5» Бахтиной Е. и «Букварь. Учебное пособие» Жуковой Н.).

При работе с дошкольниками выбор интерактивных игр, как метода обучения, остаётся дискуссионным. Его применение в детском саду может зависеть от уровн...

Что касается рассказов о животных, здесь следует вспомнить такие имена, как Константин Ушинский, Николай Сладков и Евгений Чарушин. Достойна внимания и «Умная собачка Соня» А. Усачева. Хорошие рассказы написаны Валентиной Осеевой.

К книгам «на вырост» относится «Баллада о маленьком буксире» (Бродский И.).

Современное направление

Из современных шедевров в первую очередь следует отметить:

  1. «Картонное сердце» Константина Сергиенко, поражающее присущей ему пронзительностью. Даже после многократного перечитывания книга вызывает сильный эмоциональный отклик, глубина которого поражает даже взрослых, погруженных в собственные дела.
  2. «Сдобную Лизу» Виктора Лунина;
  3. «Сашу и Машу» Анни М.Г. Шмидт;
  4. «Петсона и Финдуса» Свена Нурдквиста.

Дополняют этот перечень «Муравей Ферда» (автор Секора Ондржей), «Квак и Жаб круглый год» (автор Лобел Арнольд) и «Пик, Пак, Пок» Алексея Лаптева.

Историческое направление

Привить детям интерес к истории помогут следующие издания:

  1. «Про битвы и сражения» (Э. Шендерович);
  2. «Потешные прогулки по Москве» (Л. Токмаков);
  3. «История России для детей: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения» (Л.Борзова, М. Дударев);
  4. Все книги, повествующие о приключениях Медвежонка Паддингтона (М. Бонд);
  5. Сказки народов России серии «Гора самоцветов», основанные на мультфильмах студии «Пилот» («Рубин», «Жемчуг», «Янтарь», «Сапфир», «Изумруд»);
  6. Энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» (Е. Завершнева);
  7. «Русская пленница французского кота» (И. Жуков);
  8. «Эй становится взрослым» (Е. Боярских).


Интересные книги для домашней библиотеки

Достойное место в домашней библиотеке займут:

  • «Денискины рассказы» Виктора Драгунского;
  • Стихи Даниила Хармса (в частности, «Веселый старичок»);
  • Стихотворения Юнны Мориц (к примеру, «Крыша ехала домой»);
  • «Честное слово» Л. Пантелеева;
  • Рассказы Юрия Коваля;
  • Рассказы Сергея Козлова.

Заключение

Увлекательный процесс чтения не ограничивается обучающей и развлекательной функциями. Правильно подобранные книги могут стать бесценными семейными реликвиями, способствующими установлению взаимопонимания между родителями и детьми и бережно передаваемыми следующим поколениям.

Как показывает практика, малыши не остаются равнодушными к судьбе книжных сверстников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и вынужденных самостоятельно выпутываться из бедственного положения. Присущая героям внутренняя сила убеждает дошкольников в том, что они могут справиться с поставленными задачами. Яркими примерами таких книг являются «Поллианна», «Маленький лорд Фаунтлерой» и «Без семьи», способствующие воспитанию духа и прививающие навыки сопереживания.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

В непростых ситуациях довольно часто оказываются также Чипполино и Буратино, предпочитающие выпутываться из сложных ситуаций авантюрными способами. Нельзя недооценивать важность подобных книг в период раннего детства. Взрослые обязаны обеспечить ребенка различными образцами литературного творчества. В число последних должны входить смешные истории, дарящие малышу позитивные эмоции и ненавязчиво увлекающие его в волшебный мир печатного слова.

0 0

Вера Комолова
Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Раннего возраста (1-2 года)

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел, кот под мосток. ,».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», "Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. -Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. –«Цыпленок».

Художественная литература для детей

Первой младшей группы (2-3 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

Художественная литература для детей

Второй младшей группы (3-4 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.», .

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки», пер.. чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Художественная литература для детей

Средней группы (4-5 лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»-; «Зайчишка-трусишка.»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?.». «Сидит, сидит зайка. >, «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.», «Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко- ведрышко.», «Иди, весна, иди, красна.».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет.» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает.»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Художественная литература для детей

Старшей группы (5-6лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»: «Грачи-киричи.»;«Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.»: «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром». Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Художественная литература для детей

Подготовительной к школе группе (6-7лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор.

Песенки. «Лиса рожью шла.»; «Чигарики-чок-чигарок.»; «Зима пришла.»; «Идет матушка весна.»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет.». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда.»; «Коляда, коляда, ты подай пирога.»; «Как пошла коляда.»; «Как на масляной неделе.»; «Тин-тин-ка.»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок.», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя.» (из романа «Евгений Онегин», «Птичка,»; П. Соловьева. «Денъиночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга.», «Жил-был старичок из Винчестера.», «Жила на горе старушонка.», «Один старикашка с косого.», пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х. -К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей) Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкиндом» (отрывки). Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное.», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы.» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер.» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

Прозвучал марш Мендельсона, как во сне прошла свадьба, подарки, поздравления, пролетел и... В доме малыш, лежит в колыбели, смотрит на потолок, пускает слюни и требует к себе повышенного внимания. Пройдет год-полтора, и заботливые родители, которые захотят, чтобы их ребенок был не только здоров, но и развит, зададутся вопросом: какая обучающая литература подойдет любимому чаду? Решение этой проблемы можно найти, прочитав нашу статью.

Обучающая литература для дошкольников

Достоверным фактом является то, что художественная литература играет главную роль в умственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому специалисты данной области советуют родителям с первых лет жизни малыша читать ему книги. Это необходимо для роста мышления и воображения, для тонкого восприятия родного языка и правильного формирования речи. Поэтому немаловажно, чтобы обучающая литература для детей дошкольного возраста соответствовала всем требованиям педагогов.

Как сориентироваться в современном мире?

К сожалению, современные родители позволяют детям слишком много времени проводить у телевизора и компьютера, а это отрицательно отражается на физическом и психоэмоциональном здоровье ребенка. Дети бессознательно копируют поведение героев мультфильма, зачастую становятся агрессивными и неуправляемыми.

Неопытные родители могут резко запретить детям смотреть любимые мультфильмы и передачи, что в корне неправильно. Необходимо с помощью игр и бесед мягко вывести малыша из зависимого состояния. Это еще один повод уделять больше времени детям, читая или рассказывая им сказки или интересные истории.

Первое, что должны учитывать родители, - это возраст и интересы ребенка. У педагогов до сегодняшнего дня ведутся нескончаемые дебаты: какая обучающая литература полезнее дошкольникам, с каким количеством литературы должен ознакомиться малыш до семи лет, как она влияет на личность ребенка и так далее? Именно детские книжки формируют речевое развитие. И чем чаще малыш видит книгу в руках родителей, тем больше он будет ей доверять.

Перед тем как уложить ребенка спать, родителям рекомендуют почитать сыну или дочери сказку, стишки, пропеть колыбельную. Делать это нужно регулярно и ввести в традицию. Необходимо знать, что чем четче будут произноситься слова родителями, тем быстрее они запомнятся малышу, и он станет применять их в своей речи.

Обучающая литература для детей

Родителям, у которых подрастают дети, советуют первой обучающей литературой для ребенка сделать книгу «Моя первая книга. Самая любимая», выпускаемая издательством «Белый город». По отзывам родителей, эта книга помогает ребенку в полтора годика различать геометрические фигуры, отличать легковую машину от грузовика, кран от экскаватора. Малыш легко запоминает названия фруктов и овощей, различает цвета и их оттенки и так далее.

Книги каких детских издательств лучше?

К серии «Обучающая литература» относят книги издательств «Мозаика-Синтез», «Умные книжки», «Махаон», которые незаменимы для детей двух-трех лет. С их помощью родители учат малышей первым буквам, обучают азам математики. В игровой манере дети начинают различать время, складывать буквы в слова и так далее. Простая и доступная форма обучения в первую очередь ценится родителями.

В настоящее время обучающая литература для дошкольников разнообразна и учитывает все нюансы в воспитании малышей. С этой целью выпускают книжки-игрушки, которые можно кусать, трясти, и в то же время они совмещают игры и обучение, развивают детское воображение. К этой серии относится книжка-погремушка «Мои первые слова. Мама и детки» с высоким качеством рисунков.

Не так давно в России выпустили интерактивную книгу французского художника Эрве Тюлле «Живая книга». Реакция на нее была неоднозначной. Одни родители были в восторге, другие сомневались в ее пользе. Интересно, что книга не писателя, а художника, в которой «главными героями» являются разноцветные кружочки. Чтобы различить, обучающая литература это или нет, нужно смотреть на реакцию детей. Обычно малыши до четырех лет с удовольствием рассматривают картинки и играют с книгой, развивая свое воображение.

Как развивать ребенка

Еще одна книга зарубежного автора, получившая наибольшее количество рецензий, - это «Секреты пластилина» Рони Орена. В ней так просто и доступно показано, как лепить из пластилина, что не только дети, но и взрослые с удовольствием занимаются этим делом. Следуя авторскому дизайну, дошколята не только развивают моторику рук, но и учатся хорошему вкусу. В этом легко убедиться, зайдя на страницу автора.

Безусловно, родная русская и советская детская литература начинается со сказок и стишков Корнея Чуковского, Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Нельзя не упомянуть про Александра Волкова, Бориса Заходера и других не менее любимых авторов бабушек и дедушек современных детей.

Книги, которые учат добру

Обучающая литература для детей - это неизменный помощник родителям в воспитании у малышей добра, чуткости, сострадания. Так, книжка (и мультфильм) «Кошкин дом» Самуила Маршака с иллюстрациями будоражит воображение ребенка, который начинает понимать, как это важно - уметь жалеть, любить и давать приют бездомным и беззащитным людям и животным.

Сказка современной писательницы Елены Ракитиной с рисунками Виктории Кирдий про ежика, называется «Сережик». Она полюбилась как детям, так и родителям. И подобных примеров множество. Если раньше специальные обучающие программы по литературе разрабатывались только для школьников, то на сегодняшний день такие же программы существуют и для дошкольников.

И это правильно, так как обилие бесполезной информации просачивается в ум и душу ребенка, нанося ей, скорее, вред, а методическое пособие для родителей поможет им сориентироваться в правильном формировании характера у собственных сыновей и дочерей.

Как выбрать из огромного количества детских книг самые достойные издания? Те, которые не просто будут стоять на полке, а перечитываться и бережно храниться в детской библиотеке. Можно довериться собственной интуиции или мнению знакомых, а можно посмотреть, что пишут о той или иной книге другие родители.

На сайте Интернет-магазина "Лабиринт" покупатели оставляют отзывы к приобретенным и прочитанным книгам, обсуждают самые разные аспекты, от замысла автора до типографского исполнения. Чем интереснее издание, тем больше отзывов оно имеет.

Мы выбрали книги с самым большим количеством читательских рецензий, разделив их на три группы: книги для малышей, книги для дошкольников и книги для детей 7-10 лет, чтобы рассказать, почему именно эти издания пользуются наибольшей любовью родителей и детей.

Что читают самым маленьким?

Малыши еще не умеют читать и не воспринимают большие и сложные тексты. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка, доверяя авторам-педагогам и книгам с обучающей направленностью. Такие книги развивают образное и пространственное мышление, словарный запас, рассказывает ребенку об окружающем мире. "Моя первая книга. Самая любимая" , выпущенная "Белым городом", стала настоящей "палочкой-выручалочкой" для тех, у кого подрастают дети 3-6 лет. Книга полюбилась многим за доступность изложения и лаконичность. Родители называют издание полезным. "Ребенок в возрасте полутора лет знает геометрические фигуры, отличает пожарную машину от грузовой, кран от экскаватора, знает и различает фрукты, овощи и ягоды", — пишет одна из мам.

Не меньшей популярностью пользуются у родителей книги серии "Школа семи гномов" издательства "Мозаика-Синтез" и "Умные книжки" для детей 2-3 лет издательства "Махаон". С этими книгами узнают первым буквы и слова, определяют время, знакомят с азами логики и математики. Обучение детей в доступной и игровой манере — основной принцип развивающих книг для малышей, а доступность изложенного материала, прежде всего, ценят родители.

Книжки-игрушки, которые совмещают и литературную, и обучающую, и игровую функции, покупают всем малышам. Например, книжку-погремушку "Мои первые слова, Мама и детки" можно и трясти, и даже кусать. Главные требования, которые предъявляют родители книжкам-игрушкам, — качество, безопасность и прочность материалов.

Некоторые издательства предлагают новые и концептуальные подходы развития творческих способностей — книга французского художника Эрве Тюлле как раз из таких. Реакция неоднозначна: одни испытывают восторг, другие выказывают скептицизм. Книга предлагает совершенно новый и, в тоже время, давно забытый формат интерактива без применения каких-либо цифровых устройств и прочих технических средств. Главный инструмент — воображение ребенка.

Родители не только учат малышей буквам и словам, но и читают им стихи и сказки.

Книги современных авторов не уступают привычной классике. Сказка Елены Ракитиной с рисунками Виктории Кирдий "Сережик" о приключениях маленького ежика нравится родителям ничуть не меньше, чем детям. Рифмованные истории Джулии Дональдсон так же популярны, как и рассказы про ослика Мафина Энн Хогард . Стихотворная или прозаическая форма — неважно, главное, что эти книги учат добру.

Отечественная детская классика так же востребована родителями. Особенно популярны качественные переиздания старых советских книг. С одной стороны — это привет из собственного ушедшего детства, с другой стороны — действительно достойный образец хорошего текста и иллюстраций под одной обложкой.

Книги для дошколят

Книги на полке становятся более разнообразными: больше сказок, народных и авторских, зарубежных и отечественных, больше рассказов для детей и детских стихов, детские энциклопедии и книги из жанра "Детский досуг" .

Книги для детей младшего школьного возраста

В возрасте 7-10 лет дети уже сами начинают активно читать, хотя и чтение взрослыми детям остается, как семейной традиция. Спектр выбираемой художественной и познавательной литературы становится более широким. Одни и те же издания могут соперничать между собой по качеству иллюстраций, печати, пересказов и переводов. Какая "Алиса в Стране чудес" лучше? С иллюстрациями Роберта Ингпена в переводе Нины Демуровой или с иллюстрациями Виктора Чижикова в пересказе Бориса Заходера ?

Одни родители ориентируются только на свой вкус, другие предлагают сделать выбор ребенку, третьи собирают коллекцию из самых разных изданий Льюиса Кэрролла.

Дошкольники с удовольствием читают про Буратино или Пиноккио, Карлсона, Незнайку и других классических героев детства. Именно в возрасте 7-10 лет родители стараются познакомить ребенка с "золотым" фондом детской литературы, книгами, которые запоминаются на всю жизнь, составляют определенный пласт культуры и даже перечитываются взрослыми.

Курс многих детских издательств на выпуск переводных детских книг симпатичен большинству родителей. Ведь некоторые книги, ставшие уже давно классикой за рубежом, только сейчас появляются на русском языке. Сегодня у маленького читателя есть шанс познакомиться со всем разнообразием мировой художественной литературы: Яном-Олафом Экхольмом, Кейт ДиКамилло, Гудрун Мебс, Ротраут Сюзанной Бернер и многими-многими другими.

Младшие школьники включены в активные социальные процессы, им нужно находить общий язык со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, педагогами и родителями, круг интересов детей расширяется. Теперь им нужен не только окружающий предметный мир, но и науки, человеческие отношения, собственная психология и физиология. На самые разные детские вопросы отвечают познавательные энциклопедии . Красочные иллюстрации, интересные тексты, максимум информативности — ребенка нужно не только заинтересовать, но и удерживать его внимание.

На идеальной книжной полке в детской есть место самым разным книгам: современным авторам и классическим произведениям, причем, последние — в приоритете у родителей, все- таки классика проверена временем. Многим родителям нравится заниматься творчеством вместе с детьми: лепить, рисовать, конструировать и т.д., поэтому книги, посвященные детскому творчеству, выбирают и покупают не реже, чем сказки. Чтение — это не просто развлечение или обучение. Таким образом, хорошая книга объединяет детей и родителей и становится настоящей семейной реликвией.

Топ-40 для детей 7-10 лет с самым большим количеством рецензий

  • Экхольм Я.-О. "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" — 135 рецензий
  • Шмидт А. "Саща и Маша. Рассказы для детей" — 131 рецензия
  • Кэрролл Л. "Алиса в Стране чудес" — 93 рецензии
  • ДиКамилло К. "Удивительное путешествие кролика Эдварда" — 89 рецензий
  • Баллод И., Румянцева И. "Про маленького поросенка Плюха" — 84 рецензии
  • Линдгрен А. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" — 81 рецензия
  • Левин В. "Глупая лошадь" — 76 рецензий
  • Орен Р "Секреты Пластилина. Динозавры" — 71 рецензия
  • Сабитова Д. "Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни" — 63 рецензии
  • Андерсен Х. "Снежная Королева" — 59 рецензий
  • Козлов С. "Ежикина радость" — 53 рецензии
  • Грачева М. "Учись, рисуй, выдумывай: раскраска для фантазеров и озорников" — 52 рецензии
  • Зощенко М. "Леля и Минька" — 51 рецензия
  • Симон Ф., Буэ М.-Л. "Жизнь города" — 49 рецензий
  • Барто А. "Я расту. Стихи" — 48 рецензий
  • Носов Н. "Фантазеры" — 46 рецензий
  • Лешермейер Ф. "Принцессы" — 44 рецензии
  • Кинг-Смит Д. "Леди Дейзи" — 42 рецензии
  • Яхнин Л. "Площадь картонных часов" — 41 рецензия
  • Рауд Э. "Муфта, Полботинка и Моховая Борода: Повесть-сказка" — 41 рецензия
  • Мебс Г. "„Бабушка!“ — кричит Фридер" — 40 рецензий
  • Коллоди К. "Приключения Пиноккио" — 38 рецензий
  • Сапгир Г. "Стихи" — 37 рецензий
  • Снегирев А., Снегирева Н. "Кешка в центре внимания" — 36 рецензий
  • "Большая детская энциклопедия" — 36 рецензий
  • Толстой А. "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
  • Лобе М. "Бабушка на яблоне" — 34 рецензии
  • Хокинг С. "Джордж и тайны вселенной" — 34 рецензии
  • Носов Н. "Приключения Незнайки и его друзей" — 34 рецензии
  • Барановский М. "Я воспитываю папу" — 33 рецензии
  • Раскатов М. "Пропавшая буква" — 33 рецензии
  • Новичкова Е., Беляева Е. "Ледовое побоище" — 33 рецензии
  • Пушкин А. "Сказки Пушкина" — 33 рецензии
  • Усачев А. "Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей" — 33 рецензии
  • ДиКамилло К. "Как слониха упала с неба" — 32 рецензии
  • Грибачев Н. "Заяц Коська и его друзья" — 32 рецензии
  • Усачев А. "Сказки и рассказы о животных" — 31 рецензия
  • Нильсон-Брэнстрем М. "Цацики идет в школу" — 30 рецензий
  • Лаврова С. "Занимательная химия для детей" — 30 рецензий
  • Драгунский В. "Денискины рассказы" — 30 рецензий

Дошкольный возраст – один из самых интересных в жизни ребенка. Малышу все интересно, он задает много вопросов. Самое время для развивающих книжек. Они помогут лучше понять мир, подготовиться к будущей учебе и раскрыть свои таланты.

Собираясь в гости к друзьям, у которых есть дети дошкольного возраста, захватите занимательную книжку-развивашку. Такой подарок придется по душе и детям, и взрослым.

Выбирая книгу, обращайте внимание на ряд критериев:

  • Простые объяснения заданий: если даже вам не понятно, что требуется, отложите эту книгу;
  • Больше картинок: объем иллюстраций не менее 75%;
  • Обучение через игру: задания в игровой форме, учиться должно быть интересно.

Мы подобрали для вас 13 интересных книг для дошкольного возраста

1. Детская азбука в картинках

Первая книга малыша должна содержать много качественных иллюстраций Простая схема «буква-картинка» облегчает запоминание и прививает интерес к чтению. Вы можете подарить тематическую азбуку.

Если дошкольник любит животных, купите ему азбуку с примерами из животного мира. Если нравятся деревья, то лесную.

2. «Почему и потому. Энциклопедия для детей дошкольного возраста» О. Корчагина

Ежедневно маленькие мыслители задают множество вопросов «почему?». Облегчите задачу родителям и подарите ребенку детскую энциклопедию.

Вместе со взрослыми ребенок начнет познавать тайны окружающего мира, получит ответы на многие вопросы.

3. «Необычное Рисование» Е. Румянцева

Какой ребенок не любит рисовать. А ведь это не просто забава. Рисование развивает фантазию, творческие способности и любовь к искусству.

В рабочей тетради ребенок сможет рисовать карандашом, акварелью, гуашью. Родители, с помощью простых игровых заданий из книги, помогут ему освоить азы разных техник рисования.

4. «Золотая книга лучших поделок» Т. Шнуровозова, А. Щеглова

Поделки – отличный способ развить мелкую моторику и пространственное мышление. Рукоделие, лепка, аппликации, фигурки из соленого теста, природных материалов – в книги все поделки даны с пошаговыми инструкциями и пояснениями.

Подарите такую книгу родителям малыша и пусть они вместе творят — общее дело сближает.

5. «Математика и логика» из серии «Смекалочка» Ю. Майорова

В этой книге подобраны задания на развитие математических способностей и логики. Цифры, геометрические фигуры, счет.

Увлекательные упражнения тренируют память, наблюдательность и внимание.

6. Family and Friends: Alphabet Book, издательство «Oxford University Press»

Как правило, дошколятам легко даются иностранные языки. Почему бы не подарить друзьям развивашку для малыша на английском.

Выбирайте учебники зарубежных издательств. Как правило, как маленькие, так и взрослые ученики достигают с ними больших успехов.

7. «Загадки, считалки и скороговорки» О. Ушакова

Прекрасная увлекательная книга. Загадки развивают память и смекалку, скороговорки – речь. Вместе с ребенком вы весело проведете время за чтением.

Можно даже устроить вечер загадок для родных и друзей. Интересно будет гостям любого возраста.

8. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. Дыбина

Если вы принесете в подарок эту книгу, думаю, благодарен вам будет не только малыш, но и его отец. Мужчины и дети в любом возрасте любят «похимичить», а тут – такой простор для деятельности.

Описанные опыты не опасны и не требует больших материальных затрат, но очень интересны.

9. «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир» К. Дрызлова, З. Суворова

В книге описана масса способов весело провести время в парке, в лесу и даже на пляже, дано много творческих заданий для детей и родителей.

Подвижные игры и упражнения сделают непоседливых мальчишек и девчонок сильными, смелыми и ловкими.

А после такой активной и познавательной прогулки дети будут хорошо спать и у родителей появится время отдохнуть. Поверьте, они это оценят.

10. «Я вырасту здоровым» серия книг «Школа семи гномов»

Книга посвящена здоровому образу жизни. Она научит малыша полезным привычкам. Например, чистить зубы, делать утреннюю зарядку, расскажет о правильном питании.

В «Школе семи гномов» есть еще несколько полезных развивашек: «Как перейти дорогу», «Время и пространство», «Как жили наши предки».

11. «Секреты человека» А. Стовелл

Еще одна энциклопедия в нашей подборке. Подарив друзьям-родителям эту книгу, вы поможете им грамотно ответить на вопросы: Откуда мы беремся? Почему растут волосы? Куда попадает еда?

Интерес к собственному телу – важный этап в жизни детей. Если папа и мама максимально доступно и правильно ответят на подобные вопросы, то это поможет гармоничному развитию ребенка.

12. «Веселые часы» О. Земцова

Благодаря этой развивающей книжке ребенок научиться определять время. Наглядные иллюстрации и материал в игровой форме позволят дошколенку самостоятельно по часам определять время для сна, обеда, пробуждения или время для игр.

Причем малыш научится понимать время, как по механическим, так и по электронным часам.

13.«Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам» Александр и Даниэль Мизелинские

Географическая карта может быть скучной картинкой из типографии, а может стать игрой, развивающей воображение и память. Именно такую занимательную карту мы и предлагаем вам купить в подарок малышу и его родителям.

Книга Александра и Даниэль Мизелинских напоминает старинные карты с массой занимательных и необычных фактов о 41 государстве. Интересно будет всем – и детям и взрослым.

Родители и малыш посетят удивительные уголки мира, не выходя из дома. Пройдутся по китайской стене, удивятся величию египетских пирамид, заберутся на Эверест, поздороваются с королевой в Англии и узнают, какие имена в Мексике самые популярные.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!