Больше половины россиян считают себя суеверными
Книжный сервис «Литрес» и рекомендательный сервис LiveLib провели исследование и выяснили, как пользователи относятся к славянской мифологии и фольклору. Любимой книгой стал сборник Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а персонажем, в которого верят больше всего, — домовой. При этом 68% пользователей считают себя суеверными.
«Сайт» ознакомилась с результатами исследования.
В целом 95% респондентов знакомы с мифологией разных народов, больше всего — с мифами Древней Греции (88%). На второй строчке оказалась славянская мифология (74%), замыкают тройку лидеров мифы Древнего Египта (39%).
Более 88% респондентов знакомы с книгами с элементами фольклора и славянской мифологии. Подавляющее количество респондентов признались, что из героев, описанных в таких произведениях, больше всего верят в домового (60%). 32% участников исследования считают, что леший – не вымышленное существо, более 22% пользователей допускают вероятность того, что русалки есть в реальном мире, а 18% придерживаются такого мнения в отношении Бабы-яги. 25% отказываются признавать существование таких персонажей в принципе.
Любимым произведением в данной категории стали мистические сказки Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», за них проголосовало 74% опрошенных. Второе место заняла одна из самых популярных книг Михаила Булгакова – «Мастер и Маргарита» (71%), а на третьей строчке рейтинга расположилась повесть Николая Гоголя «Вий» (61%). Замыкают топ-5 героическое фэнтези «Ведьмак» (41%) Анджея Сапковского и «Волкодав» (31%) Марии Семеновой.
Главной причиной, зачем нужны книги с элементами славянской мифологии, пользователи считают «знакомство с культурным наследием» — 59%.
Следующими по популярности ответами стали: «для погружения в фантастические миры» (20%) и «расширение кругозора» (9%). 88% респондентов уверены, что таких книг должно быть больше.
В результате исследования также выяснилось, что более 68% пользователей считают себя суеверными. Чаще всего они используют такие приметы, как «перед длительным путешествием «посидеть на дорожку» (77%), «вернуться домой и посмотреть в зеркало, если забыл что-то» (71%) и «нельзя свистеть дома, так как не будет достатка» (60%).
«Почему современные люди верят в суеверия? С психологической точки зрения можно объяснить это попыткой контроля. Мир вокруг непредсказуем, далеко не всегда наши усилия приносят понятные результаты, а слишком много событий не поддаются нашему влиянию. Зато понятные ритуалы дарят психологический комфорт: «посидел на дорожку» — и можно меньше волноваться о том, как пройдет поездка (и вспомнить, не оставил ли паспорт, телефон и кошелек). Кроме того, корни нашей веры в приметы также лежат в семейной истории: мы слышали их от бабушек и дедушек и, скорее всего, не подвергали сомнению в детстве. Сейчас такие суеверия создают чувство связи с предками», — комментирует Елена Тарасова, редактор нон-фикшн-литературы группы компаний «Литрес».