Главная Медицина В профсообществе поддержали идею о едином реестре медицинских блогеров

В профсообществе поддержали идею о едином реестре медицинских блогеров

от admin

Участники профессионального сообщества поддержали идею создать единый реестр медицинских блогеров, в котором учитывались бы их специализация, квалификация и уровень влияния. Инициатива связана с необходимостью противодействия медицинским фейкам в интернете и деятельности псевдоврачей, которые раздают откровенно опасные и ненаучные советы.

В Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ) поддержали идею о регулировании сферы медицинского блогинга и едином реестре блогеров. Регистрация в нем могла бы стать условием размещения легальной рекламы на интернет-платформах с возможностью применения блокировки к нарушителям. Более жесткий контроль сферы медицинского блогинга связан с необходимостью противодействия медицинским фейкам в интернете и деятельности псевдоврачей, которые раздают откровенно опасные и ненаучные советы, заявили участники «круглого стола» в Общественной палате 21 мая.

Регулирование возможно через создание единого реестра медицинских блогеров, в котором учитывались бы их специализация, квалификация и уровень влияния. Операторами таких данных могли бы выступать Минздрав, Росздравнадзор в партнерстве с Роскомнадзором. Регистрация в реестре может стать условием монетизации, которую нарушителям можно будет отключать.

Большая популярность медицинских блогеров обусловлена тотальной цифровизацией. Пациенты сейчас массово ищут медицинскую информацию онлайн, а доверие к соцсетям часто выше, чем к официальным источникам, отметили участники мероприятия. При этом блогеры, в отличие от врачей, не несут никакой ответственности, контент о здоровье в интернете не регулируется и никак не оценивается ни одним контролирующим органом.

«Современная правовая система не успевает за быстрым развитием цифровых медиа. Медицинские блогеры умело обходят существующие ограничения, используя формулировки вроде «делюсь личным опытом» вместо прямых медицинских рекомендаций. В результате в этой правовой лазейке процветает бесконтрольная реклама гормональных препаратов, продвижение рецептурных средств как «секретов молодости», дискредитация психиатрии и распространение опасных псевдонаучных теорий о происхождении заболеваний. Масштаб проблемы достиг федерального уровня», — считает советник председателя правления фонда «Сколково», владелец и основатель сети Biochek, медицинский блогер Александр Дзидзария.

По закону № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств и медуслуг должна соответствовать ряду требований. В частности запрещено указывать, что препарат или услуга гарантированно эффективны, не имеют побочных эффектов или безопаснее аналогов. Однако популярные платформы заточены под продвижение и маркетинг, а не под соблюдение профессиональных и правовых стандартов. При этом врачи, продвигающие себя через такие каналы, нередко забывают, что несут профессиональную ответственность и обязаны соблюдать этику и законы, игнорируют обязанность согласовывать рекламные посты и упоминания препаратов с юристами или администрацией клиники, подчеркнула специалист в области медицинского права, автор образовательных программ и экспертных методик по защите прав пациентов и медицинских организаций Ирина Гриценко.

Читать также:
Elsevier создала ИИ-модель для работы с профильной научной литературой

«Наши предложения — создание реестра медблогеров при Минздраве или Росздравнадзоре. Регистрация в нем может рассматриваться как условие легальной рекламы с блокировкой нарушителей. Обелить рынок могли бы стандарты достоверной информации, такие как некий моральный кодекс, а именно обязательное указание источников информации и запрет ложных и неэтичных утверждений, обязательная маркировка рекламы с указанием ее заказчика и отчетность о рекламных интеграциях. Для добросовестных проверенных участников возможна «цифровая метка доверия». Выдача такого бейджа возможна после верификации и подписания кодекса», — отметила врач-стоматолог, владелец клиники Smile studio, блогер Луиза Автандилян.

В рамках регулирования возможно предусмотреть и санкции к нарушителям — штрафы за скрытую рекламу и недостоверный контент, наказание за продвижение запрещенных препаратов. Для потребителей контента следует предусмотреть возможность подачи жалоб через госпорталы. Среди рекомендаций рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы при Госдуме, которая собиралась в 2024 году, — запретить медицинское блогерство людям без профильного образования, ввести в социальных сетях маркировку «Зеленый крест» для пабликов и страниц, содержащих контент о здоровье, автор которых медицинский специалист с дипломом, а также создание реестра информационных ресурсов, содержащих ложные сообщения или иную недостоверную общественно значимую информацию, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан. По первому пункту, правда, мнения участников встречи разошлись — не все поддерживают такие ограничения.

Участники «круглого стола» договорились продолжить дискуссию в рабочих группах для выработки итоговых рекомендаций в Минздрав.

В последнее время в публичном поле все чаще появляются призывы начать контролировать сферу медицинского блогинга. Эти предложения звучали еще в декабре 2023 года. После этого тему подхватили в парламенте: в Госдуме заявили, что некоторыми медиками-блогерами становятся «скучающие дома мужчины и женщины», а в Совете Федерации даже предложили ввести уголовную ответственность для блогеров, которые раздают медицинские советы, не имея профильного образования.

Врачи сами подписываются на врачебные блоги, однако в итоге не довольны продуктами, которые начинают продаваться на них, писал ранее «МВ». Большинство специалистов (78%) отмечали, что количество подписчиков не влияет на доверие к медицинскому блогеру. Среди основных критериев врачебного блога, который вызывает доверие, назвали экспертные посты, отсутствие скрытой рекламы, возможность обратной связи и этичность. Не нравится врачам чаще всего то, что профильные блоги часто превращаются исключительно в площадку для продаж с постоянными прогревами, что рекламируются БАД и сомнительные методы лечения.