«Требуется ли оформление каких-то документов в городской больнице в рамках противодействия коррупции, если в одном подразделении работают мать (старшая медсестра поликлиники) и дочь (фельдшер), находящаяся в ее прямом подчинении? Поступил запрос прокуратуры в рамках проверки о предоставлении сведений о наличии в больнице родственников, о выполнении указанными сотрудниками требований закона «О противодействии коррупции».
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Валентина Евсюкова:
– Трудовая деятельность близких родственников в государственном бюджетном учреждении сама по себе, на наш взгляд, не означает конфликт интересов. Но полагаем, что исходя из положений ст.13 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» старшей медсестре целесообразно подать уведомление в комиссию по противодействию коррупции, созданную в учреждении, поскольку окончательное решение о наличии либо отсутствии личной заинтересованности можно принять, только исследуя документы, регламентирующие порядок деятельности, и локальные акты организации о противодействии коррупции.
Обоснование позиции
Согласно ст.3 Трудового кодекса РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о гражданах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В соответствии с ч.1 ст.13.3 закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов или каких-либо выгод (преимуществ) данным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы граждан, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе», п.5 ч.1 ст.13 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе»).
Эти нормы не распространяются на работников государственных бюджетных учреждений. Специальных норм, устанавливающих запрет на совместную работу родственников в государственных (или муниципальных) учреждениях, в том числе при условии прямого подчинения, законодательством не установлено.
При этом трудовое законодательство не содержит определения «непосредственное подчинение», и суды в некоторых случаях применяют по аналогии положения п.3 ст.29 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», согласно которому под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания (см., например, определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда).
В письме Минтруда РФ № 18-2/В-297 от 16.05.2017 указано, что исходя из положений ТК РФ, содержащих определение понятий «трудовые отношения» (ст.15), «трудовой договор» (ст.56), «рабочее место» (ст.209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим документом трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении выступает прямым (непосредственным) начальником работника и имеет право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
Судебная практика подтверждает отсутствие запрета на совместную трудовую деятельность родственников (см., например, решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу № А28-1786/2013; Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу № А67-6349/2012; Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу № А68-799/2012).
Кроме того, для определенных случаев подобные ограничения установлены ч.1 ст.349.2 ТК РФ, которая распространяется на работников ПФР, ФСС, ФОМС, иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами. Так как в рассматриваемой ситуации работодатель – государственное бюджетное учреждение, полагаем, что положения ст.349.2 ТК РФ на его работников не распространяются.
Таким образом, нормами действующего законодательства не установлен запрет на ситуации (за исключением государственной гражданской службы, муниципальной службы), когда в структурном подразделении организации один родственник подчиняется другому. Следовательно, состоящие в родстве люди могут занимать в государственном бюджетном учреждении любые должности без каких-либо ограничений, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Такого же мнения придерживаются сотрудники прокуратуры (см. ответ прокуратуры Самарской области) и специалисты Роструда.
Однако в случае, если один родственник наделен в отношении другого работника-родственника полномочиями, связанными с решением вопросов премирования, применения мер поощрений и дисциплинарных взысканий, то возможно возникновение конфликта интересов (личной заинтересованности).